От редакции: Вихри стабильности

Первая пришедшая в голову мысль не всегда самая удачная. Да и одноходовки – уже не стиль Путина, на шестом-то году президентства. Поэтому, по здравом размышлении, более правдоподобной кажется гипотеза о том, что вчерашний кадровый вихрь – лишь начало долгосрочной комбинации, с исходом которой, возможно, не определились даже сами ее авторы. Недостатков в теориях и предположениях нет (см. статьи на этой странице, а также на А1, А2 и А5).

К огорчению предпринимателей, инвесторов и всех тех, кто привык строить долгосрочные планы, ситуация в целом не стала ясней. Гадать о новом курсе президента Путина (если он новый) такая же неблагодарная задача, как и до вчерашних назначений. Каковы ключевые цели развития страны? К какой модели экономики ведет страну политическое руководство – сырьевой, глубоко диверсифицированной, какой-то иной? Какой будет роль государства в экономике? Каким будет сочетание политики, направленной на экономический рост, и политики в социальной сфере? Которая из двух приоритетнее?

Ясно прочитывается в действиях президента только то, что он старательно сохраняет баланс между крайностями, оставляя для себя открытыми пути и вправо, и влево, и в либеральную, и в силовую сторону. Высокий градус неопределенности по главным вопросам можно, по-видимому, считать основной характеристикой путинской стабильности.

С уверенностью можно говорить только о том, что глава администрации президента и его близкий соратник Дмитрий Медведев стал первым заместителем премьер-министра. Вместе с ним в правительство переехали и приоритетные национальные проекты президента Путина, на которые в 2006–2008 гг. отведено более 550 млрд руб. Напомним, что Медведев – зампред президентского совета по реализации этих проектов. Работать в правительстве теперь будет гораздо интереснее.

На двух стульях – Минобороны и вице-премьерском – оказался еще один член “ближнего круга”, Сергей Иванов. Администрацию президента предложено возглавить не кому-нибудь из известных антагонистов, а Сергею Собянину, в феврале переутвержденному на посту губернатора главной нефтежитницы страны – Тюменской области. На фоне таких тектонических сдвигов замены на постах полпредов в Поволжье и на Дальнем Востоке Сергея Кириенко и Константина Пуликовского кажутся совсем уже малозначимыми.

В этой ситуации интересно вспомнить историю других важных назначений. В истории хорошо то, что мы уже знаем, к чему привело то или иное неожиданное и волнующее кадровое решение. Сейчас, задним числом, нетрудно заключить, что частая и неожиданная смена высших чиновников в России, как правило, предшествовала и сопутствовала глубочайшим переменам и кризисам в стране. В декабре 1905 г. – на пике революционных волнений – премьер Сергей Витте впервые в отечественной истории получил право самостоятельно набирать министров (за исключением руководителей силовых ведомств).

Но Николай II вскоре предпочел избавиться от назначенных по предложению премьера либералов. Уже в январе 1906 г. были уволены министр юстиции Сергей Манухин, который осуждал жестокие действия войск и полиции против оппозиции, и министр государственных имуществ Николай Кутлер, предложивший передать часть помещичьих земель крестьянам. Лишившись своих соратников, в апреле 1906 г. подал в отставку и сам Витте. Однако их замена реакционерами привела к росту популярности либеральной оппозиции.

В разгар боевых действий Первой мировой войны – с лета 1915 г. до весны 1917 г. – царь сменил трех премьеров, шестерых министров внутренних дел, четырех министров юстиции и четырех военных министров.

В годы правления Бориса Ельцина неожиданные рокировки были способом поддержания системы сдержек и противовесов. Например, в марте 1997-го он назначил Анатолия Чубайса первым вице-премьером в правительство Виктора Черномырдина. Обстоятельства третьего пришествия Чубайса в кабинет министров похожи на обстоятельства назначения Медведева – с июля 1996 г. нынешний глава РАО ЕЭС возглавлял кремлевскую администрацию.

В апреле 1998 г. Ельцин сменил кабинет Виктора Черномырдина правительством “младореформаторов” во главе с 36-летним Сергеем Кириенко и 39-летним Борисом Немцовым. Наконец, в одном 1999 г. в России было три премьера. Сначала в мае Ельцин сместил Евгения Примакова, которого подозревал в президентских амбициях, а в августе – Сергея Степашина, который оказался неудачным кандидатом в преемники. Выбор пал на Владимира Путина.

Нынешний глава государства неоднократно заявлял, что старается решать кадровые вопросы без излишнего шума. Но и он несколько раз прибегал к не менее неожиданным и громким отставкам и назначениям. В частности, в октябре 2003 г. своей должности лишился глава кремлевской администрации Александр Волошин. В феврале 2004 г. – за три недели до президентских выборов – Путин отправил в отставку премьера Михаила Касьянова. Через две недели неожиданно для всех президент представил растерянным согражданам представителя России при ЕС Михаила Фрадкова в качестве кандидата на должность главы правительства. Смена главы кабинета объяснялась необходимостью провести административную реформу. Официально ее целью было сокращение числа чиновников и более четкое распределение обязанностей между министрами и их аппаратом. Однако в реальности у назначения была какая-то до сих пор неясная цель, а административная реформа, судя по ее результатам, проводилась для галочки.