От редакции: Танцор с саблями

Превратить министра обороны в куратора военно-промышленного комплекса на первый взгляд совершенно разумная идея. Как минимум потому, что эта сфера действительно нуждается в кураторстве.

Состояние большинства предприятий ВПК сегодня можно охарактеризовать как предкризисное. Да, номинальные госрасходы на закупки и разработку военной техники в последние годы быстро растут – с 79 млрд руб. в 2002 г. до 137 млрд руб. в 2004 г. и до 187 млрд руб. в 2005 г. Но из-за неэффективной и коррумпированной системы закупок вооружений деньги растущего гособоронзаказа до производств почти не доходят, отмечают эксперты.

Поэтому основу финансирования тех предприятий ВПК, которые еще держатся на плаву, составляет экспорт. Его объемы сегодня на пике – в 2004 г. Россия продала оружия на $5,7 млрд, а семь российских оборонных компаний вошли в сотню крупнейших по объемам выручки оборонных компаний мира. Но почти все, кто знаком с положением дел, в будущем ожидают спада, так как спрос на имеющийся товар со стороны наших основных клиентов сегодня, Индии и Китая, снижается. А предложить им что-то новое мы не можем, так как до сих пор держались в основном на технологическом заделе советских времен.

Решение сконцентрировать все нити управления сектором ВПК в руках министра обороны напоминает об опыте США, где Пентагон оказывает огромное влияние на экономику и развитие оружейной отрасли. Хотя подрядчиками и являются частные корпорации, главный заказчик – хозяин положения. Но в США военные расходы превышают половину ВВП России, американские чиновники более эффективны и менее коррумпированы, чем их российские коллеги, а данные о военных закупках открыты. У нас же все не так, и если копировать американский опыт, то начать стоило как раз с рассекречивания военных расходов. И даже в этом случае отдавать ВПК на откуп военным едва ли разумно, ведь в отличие от тех же США у нас оборонка и вполне гражданские высокотехнологичные отрасли перемешаны еще с советских времен. Яркий пример такого рода – “Силовые машины”.

Главная задача “вице-премьера по ВПК” видится прежде всего в наведении порядка в сфере гособоронзаказа, чтобы те немалые деньги, которые выделяются из наших карманов на эти цели, реально доходили до предприятий отрасли. Для этого человек, с одной стороны, должен быть компетентным в военно-технической сфере, а с другой – иметь высокий статус, влиятельность и способность менять систему, преодолевая аппаратное сопротивление.

Со статусом и влиянием у Сергея Иванова все хорошо – он ближайший соратник и друг президента. Но четыре года работы во главе отчаянно нуждающейся в модернизации и реформировании армейской системы не дают оснований говорить о каких-то выдающихся реформаторских и управленческих способностях министра. По словам ряда экспертов, не продемонстрировал Иванов и высокой компетентности в военно-технических вопросах. Единственный его успех в управлении военной организацией – аппаратная победа над Генштабом и урезание полномочий последнего. Другие же инициативы вроде упорядочения военных закупок за счет создания единого заказчика или эксперимента по переводу на контракт Псковской дивизии ВДВ эксперты считают провальными.

Может быть, повышение Иванова до вице-премьера нужно для выравнивания его статуса со статусом Дмитрия Медведева и сохранения интриги по кандидатуре преемника? Если это так, то свершений на новом посту и не требуется. Так что 2007 год может ознаменоваться не только разрешением интриги вокруг фигуры преемника, но и тихой смертью российского ВПК и большей части хай-тека.