Сеть и школа

Вскоре традиционные представления о школе как об образовательном институте могут уйти в прошлое. Вчера на саммите Международного союза электросвязи в Тунисе генсек ООН Кофи Аннан торжественно опробовал прототип “стодолларового ноутбука” – устройства, которое через пару лет может оказаться в ранце каждого африканского школьника. Создатели дешевого компьютера Media Lab при Массачусетском технологическом институте и организация One Laptop per Child (“Компьютер каждому ребенку”) задумали создать дешевый и прочный ноутбук с беспроводным доступом в Интернет, который правительства развивающихся стран могли бы приобрести и бесплатно раздать нуждающимся детям.

Чудо-прибор снабжен ручкой, вращая которую дети смогут бродить по Сети даже там, где нет электричества. Помещающееся в любой школьный ранец устройство выполнено из прочных материалов и способно выдерживать серьезные удары и даже падение в жидкую грязь.

Пока что разработчикам удалось снизить себестоимость компьютера до $130, однако к началу его массового производства в III квартале 2006 г. цена должна упасть до $100. Приступить к распространению таких ноутбуков планируется в начале 2007 г. Заинтересованность в приобретении крупных партий этих устройств уже выразили правительства Нигерии, Египта, Бразилии, Аргентины, Китая и Индии. К 2007 г. планируется выпустить более 100 млн таких компьютеров.

По мысли идеологов проекта распространение таких компьютеров поможет преодолеть “цифровой разрыв” между развитыми и развивающимися странами. “Ребенок получает лучшее образование не сидя в классе, а занимаясь индивидуальными изысканиями”, – говорит председатель и один из создателей Media Lab Николас Негропонте.

Правда, недостаточно просто раздать детям подключенные к Интернету компьютеры – без соответствующей реформы образовательной системы вряд ли они будут использоваться для приобщения к знаниям. Ведь Интернет содержит не только полезные знания, но и информацию, вредную для детской психики.

В развитых странах все громче раздаются голоса людей, защищающих право ребенка на “офлайновое” детство, а часть психологов утверждают, что чрезмерное увлечение Интернетом формирует поверхностный взгляд на мир, а онлайновое общение отупляет. Педагоги и медики еще не дали ответ на вопрос, стоит ли приучать ребенка к компьютеру с пеленок – в современных европейских семьях уже нередки случаи, когда, еще не научившись толком говорить, ребенок уже вовсю играет в компьютерные игры. И тем более экзотично будут выглядеть дети бедствующих африканских или азиатских районов, лишенные самого необходимого, но с детства приучающиеся к виртуальной реальности.