От редакции: Палата с телевизором

О необходимости создания Общественной палаты президент Путин объявил после событий в Беслане. Эта идея была подана как мера по укреплению единства страны – в одном ряду с отменой губернаторских выборов и переходом к голосованию по партийным спискам. В конце прошлой недели формирование палаты завершилось. Но смысл этого нового явления пока ясен меньше, чем смысл первых двух.

Палату нужно чем-то занять, а то некоторые члены уже стали просить себе кабинеты и правительственную связь. Членов уже наделили правом следить за соблюдением свободы слова в СМИ. Как они, не имея реальных рычагов контроля, будут одергивать редакторов и цензоров, пока непонятно. Некоторые депутаты предлагали отложить третье, самое безопасное, чтение законопроекта о некоммерческих организациях, чтобы членам палаты было по поводу чего высказать свое формальное мнение. Но даже этого палате не позволили – ограничения деятельности НКО поскорее одобрили в третьем чтении.

И авторам идеи палаты, и самой палате нужно серьезное оправдание ее существования. И здесь как нельзя кстати всплыла информация о создании общественного телевидения. Минкульт и Минэкономразвития уже согласовали концепцию соответствующего законопроекта. Есть даже сроки рассмотрения его правительством (апрель 2006 г.) и внесения в Думу (май).

Попытки создания ОТВ предпринимались последние 15 лет и неизменно наталкивались на противодействие государства. Государству не был нужен канал, критический настрой которого нельзя было объяснить заинтересованностью инвесторов, а ликвидацию – “спором хозяйствующих субъектов”.

Но теперь ситуация, видимо, признана достаточно управляемой. Президент в своем майском послании поставил задачу: создать общественное телевидение, которое призвано стать “источником информации, свободным от влияния различных групп и интересов”. А задачи, поставленные главой государства, надо выполнять.

Может быть, возрождение идеи общественного телевидения связано с образованием Общественной палаты? Палата уже успела включить вопрос создания ТВ в повестку своего первого полноценного заседания, которое пройдет в январе.

Может быть, возрождение идеи общественного телевидения связано с образованием Общественной палаты? Палата уже успела включить вопрос создания ТВ в повестку своего первого полноценного заседания, которое пройдет в январе.

Члены палаты пока не знают концепции формирования нового канала. Но торопиться и некуда. Все и так идет как нельзя лучше. Объявил президент в сентябре прошлого года о необходимости создания Общественной палаты – через год лучшие люди уже собраны со всех концов страны.

Будет и телевидение. Созданием нового телевидения представители общественности займутся с удовольствием, ведь каждый 10-й в палате – журналист. Общественные лидеры всегда испытывают здоровое влечение к телеобъективам и конструктивной критике государственных или частных каналов. Теперь они получат возможность выстроить вещание, как им хочется. Или почти как хочется. С ОТВ у палаты будет не только инструмент саморекламы, но и возможность на практике реализовать свое стремление к развитому гражданскому обществу.

ОТВ – это не только пряник для Общественной палаты, но и средство ее легитимизации. Правда, государство передаст ей всего лишь один из своих бесчисленных рычагов влияния, сохраняя за собой государственные и квазичастные телеканалы, и наделит палату ответственностью. Можно не сомневаться, что с членов палаты за содержание ОТВ будут спрашивать очень жестко. В чем же выгода государства? Как раз в легитимации палаты, которая была задумана как альтернативный канал для связи общества и власти и для повышения доверия общества к власти.

В итоге мы получим более изощренную структуру государственного агитпропа. Нельзя останавливаться на достигнутом. Если прямая агитация за кандидатов власти на прошлых парламентских или президентских выборах блестяще сработала, вовсе не значит, что она так же сработает на следующих. Общественная палата с общественным телевидением будут прокладкой между властью и населением. Власть через них будет реализовывать косвенный пиар. А населению – ему чем дальше от власти, тем лучше.