От редакции: Доходная история

Без малого полгода назад газета “Ведомости” обратилась в администрацию президента с запросом предоставить информацию о доходах и имуществе членов правительства. Редакция хотела осуществить законное право читателей знать, сколько зарабатывают российские министры, какие у них квартиры, дачи и т. д. Мы не предполагали, что процесс получения этих сведений окажется едва ли не интереснее, чем сам результат (его можно найти на стр. А5). А вышло так, что “Ведомости” оказались первопроходцами и начали эксперимент, показавший, сколько времени и сил уходит на то, чтобы получить от власти положенное по закону. Но обо всем по порядку.

Закон о СМИ дает редакции право получать любую информацию о деятельности госорганов, в том числе о доходах и имуществе должностных лиц. Срок – неделя. Правда, порядок предоставления информации уточнен указом президента № 484 от 1997 г., который отводит на ответ уже две недели. Ну две так две. 15 августа 2005 г. мы отправили запрос на имя Владимира Путина, 22 августа удостоверились в том, что администрация президента его получила, и стали ждать. Ни 29 августа (срок по закону о СМИ), ни 5 сентября (по указу) ответа не было. Прошел месяц.

Но, как выяснили юристы “Ведомостей” в администрации, дело не стояло на месте: запрос передан в управление по кадровым вопросам и госнаградам и по нему назначен исполнитель. Когда с ним удалось связаться, он первым делом с укоризной спросил: “Это кто ж вас надоумил на такое?” Дальше работа закипела. Исполнитель, по долгу службы усомнившись в существовании газеты “Ведомости” (которую, между прочим, не трудно найти даже на Старой площади), запросил у редакции устав, свидетельство о регистрации СМИ и прочие совершенно необходимые для делопроизводства документы. И гостеприимно пригласил нашего юриста “попить чайку”. Документы мы предоставили, а в ходе чаепития ответили на вопросы об отсутствии печати газеты (которой быть не может) и отношениях “Ведомостей” с иностранными учредителями. Запрос пошел. Юрист из департамента правового обеспечения управления по кадровым вопросам и госнаградам составил положительное заключение и даже почти извинился за задержку: “Для нас это впервые”. “Ведомостям” объяснили, что документы готовят для доклада Путину, который и должен принять решение по запросу. И вот наконец решение принято (правда, кем – не сказали) – передать запрос “Ведомостей” в правительство. Первого ноября запрос дошел, снова назначен исполнитель. Прошел месяц.

Ну не совсем месяц. 22 ноября, потеряв надежду, “Ведомости” направили дополнение к запросу и решили готовить статью о победе госмашины над правом на информацию. Подействовало, но нас попросили подождать еще три недели – надо привести в порядок данные из ФНС и предупредить всех фигурантов нашего запроса. А 1 декабря директор департамента управделами правительства письменно сообщил, что информацию дадут в декабре. Наступил новый, 2006 год.

Когда 19 января фельдъегерь доставил заветный пакет в “Ведомости”, это показалось нам настоящим чудом. Впрочем, на волокиту даже обижаться в России не принято (тем более что данные мы получили). Самое интересное, что наш запрос, если правду сказал чиновник, для доклада Путину готовили. Не слишком ли далеко зашла вертикаль власти, если президенту приходится беспокоиться по таким поводам?