От редакции: Палкой по глухарям

Теперь ни обворованный, ни ограбленный, ни свидетель преступления не должны искать отделение милиции – они могут обратиться за помощью в любой из правоохранительных органов. А выбор их в России весьма велик: прокуратура, ФСБ, пожарная часть (т. е. МЧС), наркоконтроль, колония (т. е. Минюст) и даже таможня или погранзастава. Работники любого из этих ведомств обязаны принять сообщение о преступлении и направить сведения в единый центр регистрации – информационный центр регионального управления внутренних дел. После этого правоохранители должны сами начать расследование или в течение суток передать дело по принадлежности.

Приказ, подписанный главами всех ведомств, вступил в силу вчера. Высшие чины МВД и Генпрокуратуры убеждают: это заставит милицию отказаться от сокрытия “висяков” и “глухарей” – трудно раскрываемых преступлений. А значит, граждане получат помощь органов правопорядка и перестанут сетовать на их бездействие.

Депутаты и работники прокуратуры давно требуют создать независимую от местной милиции систему регистрации преступлений. Прокурорские проверки в 2005 г. выявили, что милиционеры скрыли примерно 5% преступлений. Эксперты уверены: реальная цифра непринятых заявлений граждан – в 4–5 раз выше. Теперь регистрироваться будет гораздо больше заявлений – пожарному, таможеннику или пограничнику, которые не будут расследовать преступление, нет резона его скрывать.

Но граждане ждут от правоохранительных органов не только человеческого участия, но и обнаружения грабителей, угонщиков или националистов. И тут таможенники или сотрудники исправительной колонии вряд ли сумеют помочь – скорее наоборот. Они не станут выяснять у жертвы детали избиения или грабежа, чтобы раскрыть преступление по горячим следам. Сомнительно, чтобы пожарный пошел выяснять обстоятельства квартирной кражи. Этого и не требуется – им надо всего лишь отправить заявление пострадавшего в милицию. И хорошо, если они сделают это в течение суток, как требует приказ.

А ведь при раскрытии целого ряда преступлений важно именно немедленное реагирование. Мнимая помощь раздражает не меньше ее отсутствия. Работающие на “земле” оперативники опасаются, что таможенники или наркоконтролеры, принимая заявления от граждан о шумящих соседских детях или лающих собаках, похоронят органы внутренних дел под грудой бумаги и оторвут их от расследования реальных преступлений.

Милиционеры скрывают преступления из-за несовершенной системы регистрации, непрофессионализма, халатности, наконец, связей с криминалитетом. Однако и оперативники, и сотрудники центрального аппарата МВД уверены: на отказ от принятия заявлений милицию толкает не закрепленная ни одним приказом, но прочно утвердившаяся “палочная” система оценки работы. Каждое отделение, а значит, и каждый рядовой оперативник получает ежемесячный план раскрытия преступлений. От его выполнения и зависят и служебный рост, и материальное благосостояние сотрудников милиции. Сейчас оперативник с 10-летним стажем за каждое нераскрытое дело рискует получить выговор, лишиться премии (а это 25–30% его обычной зарплаты, составляющей 6000–7000 руб.) и региональной надбавки (в Москве она составляет 50%). Поэтому и после введения новой системы учета преступлений милиционеры продолжат уговаривать заявителей не заявлять. Но пока высшие чины МВД ни слова не говорят об отмене “палочной” системы.