От редакции: Между молотом и НАК

Через полтора года после страшной бесланской трагедии в России наконец разработан новый механизм борьбы с терроризмом. Вчера Владимир Путин подписал указ о создании Национального антитеррористического комитета. Президент реализовал озвученную еще в сентябре 2004 г. инициативу по реорганизации антитеррористических структур. Руководители новой структуры будут нести персональную ответственность за успехи и провалы правоохранительных органов в борьбе с преступниками. На федеральном уровне за них будут отвечать глава Национального антитеррористического комитета – директор ФСБ Николай Патрушев и начальник оперативного штаба – один из его заместителей. На региональном – руководители местных управлений ФСБ.

Передача борьбы с террором в ведение контрразведчиков выглядит логичным решением. Раньше за нее формально отвечали руководители федеральной и региональных комиссий – перегруженные хозяйственными делами глава правительства и губернаторы. Поэтому местные правоохранительные органы, получив информацию о теракте, сначала выясняли, какие требования – политические или материальные – выдвигают террористы, и, только потеряв несколько часов, принимались за операцию по освобождению заложников. Наконец, при такой системе местные управления МВД и ФСБ не координировали свою работу. Нынешняя жесткая вертикаль с подчинением всех подразделений антитеррора ФСБ позволит вести более успешную профилактическую и агентурную работу.

Фактически Кремль пошел по американскому пути. По составу подчиненных ведомств НАК выглядит внушительно. Почти так же, как созданное в 2001 г. после терактов 11 сентября в США Управление внутренней безопасности (Department of Homeland Security, DHS), которое координирует работу более 50 ведомств, включая ФБР, минюст, береговую охрану, Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям, службу иммиграции и натурализации, таможенную и секретные службы минфина, подразделения ФБР и минобороны. Но штат DHS – около 40 000 человек, тогда как численность ФСБ вырастет всего на 300 сотрудников. А значит, можно надеяться, что его содержание будет стоить меньше, чем $37 млрд в год (бюджет DHS).

Работа DHS заслужила высокие оценки экспертов – с 2001 г. в США не происходило крупных терактов. Российский НАК в отличие от американского аналога (который должен заниматься также и последствиями природных катастроф) сконцентрирован на террористической угрозе. Он включает в себя руководителей всех правоохранительных органов и не имеет статуса министерства. Однако собеседники “Ведомостей” из числа действующих и бывших сотрудников спецслужб убеждены, что новая структура сможет эффективно противодействовать террору.

Впрочем, эксперты и правозащитники опасаются, что новая структура будет использоваться не только по прямому назначению, но и для борьбы с оппозицией. В США, где парламент и гражданское общество имеют действенные механизмы контроля за спецслужбами, DHS отметилось рядом скандалов, связанных с ограничением и даже прямым нарушением прав человека. Оно ужесточило порядок выдачи виз и предъявило жесткие требования к авиакомпаниям о предоставлении подробных сведений о пассажирах. В 2004 г. экс-глава DHS Том Ридж заявил о возможности переноса выборов президента “в связи с опасностью терактов”. В прошлом году стало известно, что DHS незаконно (но с санкции президента) прослушивало телефоны американских граждан.