Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1631 от 09.06.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Пятилетка ВАЗа

От редакции: Пятилетка ВАЗа

Отечественный автопром выдавливают на обочину. Еще два иностранных автоконцерна – Nissan и PSA Peugeot Citroen – надеются до начала июля подписать соглашения с правительством о режиме промсборки. Volkswagen и General Motors это уже сделали. Ford давно работает, Toyota – строится.

Многие эксперты согласны, что к 2010 г. 45–50% продаваемых в России иномарок будет произведено внутри страны. Оценка оптимистичная: в 2005 г., по данным “АСМ-Холдинга”, в России выпускалось лишь 156 920 иномарок, а россияне купили 571 000. Но правительство ожидает, что к 2010 г. внутри страны будет производиться около 1 млн иномарок в год, а общий объем российского рынка новых автомобилей составит 2,17 млн. Выходит, что иномарки, производимые в России, займут почти половину всего отечественного авторынка. Очевидно, что в денежном отношении отечественному автопрому останется меньше половины. Большинство российских автозаводов уже переориентировались на промсборку иностранцев, и только “АвтоВАЗ” под управлением “Рособоронэкспорта” и при финансовой поддержке государства пытается сохранить свои позиции – на это у него есть около пяти лет.

Концепция развития автомобилестроения до 2010 г. принята в 2002-м, и Виктор Христенко ежегодно представляет планы по ее реализации. Попытки поднять “АвтоВАЗ” и другие российские предприятия с помощью жестких импортных пошлин, запрета праворульных машин, предпринимавшиеся в конце 1990-х – начале 2000-х, особого результата не дали. Теперь Россия ввозит сборочные производства лидеров западного и даже восточного автопрома. В то же время с приходом в конце прошлого года на “АвтоВАЗ” команды менеджеров “Рособоронэкспорта” стало ясно, что государство поддержит отечественный автопром административным ресурсом и инвестициями – глава Роспрома Борис Алешин называл сумму $5 млрд, руководство “АвтоВАЗа” говорило о претензиях на часть средств инвестфонда.

Государство не может просто махнуть рукой на “АвтоВАЗ”. С ним сейчас связана жизнь около 5 млн человек в России . В случае, например, простого обнуления импортных пошлин правительство получило бы невероятную социальную проблему.

Тем не менее пошлины снижать придется. Сейчас в России пошлины на новые автомобили составляют 25% плюс 1 евро за каждый кубический сантиметр двигателя. На пятый год после вступления в ВТО ставка снизится до 17%, на седьмой – до 15%. Пошлины на основные компоненты – детали двигателя и трансмиссии, кузова, мосты, колеса – останутся неизменными – 5–15%, а на менее значимые – пластик, сиденья – снизятся на 5% в течение 3–5 лет. В ВТО Россия планирует вступить весной 2007 г., и у “АвтоВАЗа” еще есть приблизительно 5–7 лет пошлинной защиты.

На семь лет рассчитаны и большинство сборочных соглашений. И здесь позиция правительства становится более понятной – соглашениями предусмотрены обязательства локализации производства комплектующих в России. Если они будут исполняться, то через семь лет иностранцы создадут современную отрасль автокомплектующих мирового уровня. Даже если “АвтоВАЗ” за это время не сможет реформироваться настолько, чтобы остаться конкурентоспособным, социального удара не произойдет: новая отрасль создаст количество рабочих мест, сопоставимое с нынешним вазовским конгломератом.

Но шанс остаться конкурентоспособным у “АвтоВАЗа” есть. Его преимущества пока – цена, сеть обслуживания по всей стране и традиционализм покупателя. В пользу “АвтоВАЗа” говорит и международный опыт. Компания McKinsey, сравнив модели развития в разных странах, сделала вывод, что там, где государство традиционно поддерживало национальный автопром, сильные местные игроки сохранились. И хотя поддержка первоначально проявлялась в виде протекционизма, местные бренды по-настоящему окрепли лишь после начала либерализации – так было в Индии и Китае. Модель развития российского автопрома больше всего напоминает как раз азиатскую, и теперь, после долгого периода протекционизма, Россия начала развивать СП и приветствовать международные концерны. Впрочем, сильными местными игроками в Азии стали не старые национальные концерны, а абсолютно новые местные бренды. Так что у российского автопрома шанс есть, а у “АвтоВАЗа” – неизвестно.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать