От редакции: Чистка бассейна

Красивые набережные и виды из окон домов, расположенных около рек, озер и прудов, – отрада горожан и мечта любого градоначальника. Многие поставленные на прикол у берегов Москвы-реки баржи и корабли, в просторечии называемые “поплавками”, и расположенные на них торговые центры и рестораны плохо смотрятся даже на фоне столичного новостроя в центре города. Возмущение Юрия Лужкова объяснимо. “Я не понимаю, почему на Фрунзенской набережной должен находиться магазин, который торгует керамической плиткой. Этих диких элементов на Москве-реке быть не должно”, – заявил он вчера на заседании столичного правительства.

Использование пришвартованных к берегу барж и судов под магазины и рестораны – следствие дороговизны офисных и торговых площадей в столице. Аренда 1 кв. м на набережных в центре Москвы обходится владельцам торговых точек в $1300–3000 в год. Расценки на аренду метра плавучей недвижимости в центре не превышают в среднем $700–800. Вряд ли столичные власти могут предложить взамен площади с близкой ценой аренды. Есть, наконец, и правовая проблема – акватория Москвы-реки находится в федеральной собственности. А значит, мэрия и префектуры не могут разорвать договоры аренды. Впрочем, Лужков нашел небанальный способ решения проблемы. Он прозрачно намекнул на пересмотр условий договоров о подключении стоящих на приколе судов к городской электросети, водопроводу и канализации.

Эксперты уверены, что подобные меры сомнительны с точки зрения закона: произвольное прекращение договора о предоставлении услуг влечет за собой штрафные санкции. При этом столичная мэрия могла бы, но не использует опыт европейских столиц, которые в послевоенный период также столкнулись с проблемой “поплавков”, приспособленных под склады и ночлежки. Крупные реки и озера находятся в госсобственности в большинстве стран. Но кто мешает московским властям проверить для начала правомерность владения плавсредством или выдать предписание о приведении его в надлежащий вид? Если мэрия недовольна внешним видом корабля, никто не запрещает выкупить его и переделать согласно собственному эстетическому вкусу для последующей сдачи или продажи, как это делали власти Вены и Парижа. Можно договариваться с федеральным центром о переходе технического надзора за “поплавками” в ведение городских властей, как в Нидерландах. Сейчас на Сене, Дунае, Темзе и каналах Амстердама почти не встретишь ржавых судов на приколе. Есть еще один вариант: строительство новых пешеходных мостов, где располагаются торговые площади. Аренда на мосту “Багратион” обходится в $1000 в год.

Мэрии Москвы стоит помнить о прошлогодней попытке правительства Петербурга втрое увеличить стоимость аренды причалов для владельцев маломерного флота. Те провели несколько акций протеста, обратив на себя внимание губернатора Валентины Матвиенко и вынудив Комитет по управлению городским имуществом пойти на компромисс. В итоге ставки аренды поднялись в среднем на 20%, что устроило обе стороны.