Ratio economica: Выход в лидеры

Многие страны за последние 50 лет выбирали путь государственного вмешательства как средство ускорения сокращения разрыва с технологическими лидерами. Наиболее характерными примерами успеха такой политики являются страны Западной Европы в послевоенный период и некоторые страны Азии, такие как Сингапур и Китай.

Активная промышленная политика, направленная на исправление провалов рынка, может быть эффективной при существенном технологическом отставании страны. В этом случае главным двигателем роста является копирование уже существующих технологий или адаптация практики управления бизнесом. Однако второй этап – долгосрочный рост и достижение уровня благосостояния, сравнимого с уровнем развитых стран, – требует достижения мировых технологических рубежей или даже выхода за их пределы. Недостатки государственного вмешательства на этом этапе – этапе выхода в лидеры (после этапа гонки за лидером) – можно наблюдать на примере современной Европы, в которой после периода сравнительно быстрого роста экономики (в среднем 4% в 1950–1970-е гг.) темпы экономического роста снизились до 1,8% в среднем за 1973–2000 гг.

Стимулирование инноваций – это область экономической политики, в которой государственное вмешательство зачастую оказывается неудачным. Причина в том, что сам процесс инноваций является внутренне децентрализованным и слишком многогранным, чтобы его можно было описать и втиснуть в рамки плана государственной политики. Вспомним некоторые из наиболее успешных новых продуктов и услуг последних лет. Заранее крайне трудно было бы предсказать появление таких необычных, но быстро завоевавших рынок продуктов, как MP3-плейер, социальный интернет-портал MySpace.com или средство по борьбе с морщинами Botox. Подобные прорывы совершаются только в конкурентной среде, где огромное количество фирм борются за внимание и кошельки потребителей.

Инновационный рывок

Может ли государство сделать что-нибудь для ускорения процесса инноваций и создания базы для долгосрочного роста? Первым необходимым условием роста инвестиций в разработку новых продуктов и услуг является институт права собственности и верховенство закона. Необходима также и стабильная макроэкономическая ситуация. Отсутствие гарантий права собственности будет мешать инновационной деятельности, потому что главный стимул для рискованных инновационных проектов – большая прибыль в будущем. Еще одно условие – грамотная налоговая политика. Высокие налоги, в особенности рассчитываемые по прогрессивной шкале, сильно сказываются на предпринимательской активности.

Сфера, в которой государственное вмешательство может быть эффективным, – это создание финансовых условий и инфраструктуры для инноваций. В мире за последнее время накоплен большой опыт партнерства между государством и частным бизнесом в создании новых отраслей. Вероятно, наиболее масштабный и успешный проект такого рода – это калифорнийская Кремниевая долина, созданная при активном участии Стэнфордского университета. Несмотря на то что Стэнфордский университет – частный, по характеру организации он похож на государственные структуры. Он сильно напоминает министерство с развитой бюрократией, большими финансовыми возможностями и плохим представлением о бизнесе высокиx технологий. Руководство Стэнфорда поступило мудро и ограничило свою роль в Кремниевой долине строительством инфраструктуры и сотрудничеством с венчурными компаниями по предоставлению начального финансирования для предпринимателей.

Российское правительство объявило о создании Российской венчурной компании, которая будет осуществлять финансирование новых проектов. Начальное финансирование жизненно важно для поддержки инноваций, поскольку новаторские проекты – это голые идеи, которые нужно проверять. Они не обеспечены материальными активами, под залог которых их можно кредитовать. Но только очень важно помнить, что абсолютно ключевым условием успеха этого предприятия является то, что Российская венчурная компания не должна сама заниматься отбором проектов. Только софинансировать их – вместе с частными венчурными инвесторами. В этом случае побочным продуктом этой деятельности станет создание развитого рынка венчурного капитала в России.

Образовательная база

Еще одним приоритетом для государства должно стать создание образовательной базы для инноваций. Качество образования в России во многих областях не уступает европейскому, а в некоторых технических и фундаментальных дисциплинах его до сих пор можно считать превосходным. Но большой проблемой системы образования в России является недостаток элитных школ, в которых будущие менеджеры и руководители могли бы получить экономическое образование мирового уровня.

Здесь можно обратиться к опыту Франции. Массовые образовательные учреждения во Франции, включая часто упоминаемую Сорбонну, являются на удивление средними – в них слабый преподавательский состав, невысокой уровень обеспеченности новым оборудованием, очень много студентов. Но несмотря на это, во Франции в достаточном количестве есть высокопрофессиональные чиновники и бизнесмены. Кадровый запас не иссякает благодаря системе элитных grandes ecoles, в частности благодаря бакалавриату ?cole Polytechnique, который поставляет студентов MBA для ?cole nationale d’administration (ENA), а также студентов государственного управления для Corps des Mines. Поступление в эти школы, основанные во времена французской революции, осуществляется на основе единого национального экзамена. С высокой конкуренцией студенты сталкиваются не только при поступлении, но и в дальнейшем, поскольку их ранжируют по успеваемости. В результате достижения в учебе определяют потенциальное положение выпускника в системе государственного управления после завершения обучения. Система стремится к тому, чтобы минимизировать коррупционное воздействие на оценку достижений студентов. Обновление элиты за счет самых талантливых, а не самых обеспеченных молодых людей является необходимым условием экономического роста.

Стратегия создания элитных магистерских программ, поставляющих кадры на высшие административные и деловые позиции, требует сравнительно небольших затрат и при этом способна стать стимулом экономического роста в долгосрочном плане. Примером такого эффективного и успешного вложения средств является Российская экономическая школа, выпускники которой сравнительно легко попадают на лучшие западные докторские программы по экономике и бизнесу.

Долгосрочный экономический рост может быть достигнут только в условиях активной инновационной деятельности, которая требует свободного рынка без существенного государственного вмешательства. Однако предпосылки для инновационной деятельности – сильные институты прав собственности, инновационная инфраструктура, подготовка элитных специалистов – могут быть созданы государством, поэтому соответствующей государственной политике необходимо уделять ничуть не меньше внимания, чем активной промышленной политике.