От редакции: Школа формализма

Официальной миссией профсоюзов в советское время было обучение граждан коммунизму – “школой коммунизма” назвал их Ленин. В действительности эти организации, предполагавшие обязательное членство, были частью распределительной системы государства. Тем, чем занимаются профсоюзы во всем мире – защитой прав трудящихся, – они смогли заняться только после того, как государство официально перестало быть социалистическим.

Проходящий сейчас съезд Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), на котором выступил президент, пока не дал ответа на вопрос, насколько хорошо официальные профсоюзы выполняют именно эту главную свою миссию. Значительная численность отраслевых профсоюзов, входящих в ФНПР, – около 30 млн человек из 68 млн экономически активного населения – скорее продолжение советской традиции, чем показатель реальной силы организаций трудящихся. К примеру, на первомайские демонстрации в России вышло около 1,5 млн. Французские организации численностью около 22 млн человек 1 мая вывели на улицы от 3 млн до 5 млн. Президент в своем выступлении напомнил собравшимся, что ряды ФНПР покинули за последние годы около 10 млн человек.

Может быть, профсоюзы в России сделали свою работу и больше не нужны трудящимся? Средняя зарплата россиянина выросла за последние пять лет втрое и в сентябре 2006 г. достигла эквивалента $414. Однако эта сумма значительно уступает не только французской (2000 евро), но и чешской (650 евро) и сравнима с литовской (320 евро). От несчастных случаев на производстве в 2005 г. пострадали 78 000 и погибли 3091 человек – 3,1 и 0,124 человека на 1000 работающих. Последний показатель в пять раз превышает аналогичный французский. Безработица, по данным Росстата, составила в 2005 г. 8,1% – это меньше, чем во Франции (9,8%), но больше, чем в Чехии (7,4%). Наконец, отношения отечественных работодателей и наемных работников далеки от идеальных. Первые часто не оформляют работников официально. По-прежнему распространены серые зарплаты – по оценкам, доля таких выплат составляет 32%.

По данным ВЦИОМ, в 2005 г. были нарушены права 44% опрошенных работников. В первом полугодии 2005 г. в судах было рассмотрено 424 500 трудовых споров, а в первом полугодии 2006 г. – 414 700. Казалось бы, у профсоюзов есть прекрасная возможность завоевать авторитет при отстаивании интересов работников. Однако руководители профкомов и месткомов часто только обозначают свое присутствие. 86% респондентов ВЦИОМ, работающих в учреждениях и на предприятиях, где есть профсоюзы, считают, что они не защищают их права.

Чем же обусловлена пассивность большей части профсоюзов? Отчасти этому есть исторические причины. Профсоюзное движение в России возникло позднее, чем в большинстве стран Европы, – в конце XIX в. и получило легальный статус лишь после революции 1905 г. После 1917 г. большевики, не терпевшие инакомыслия, разгромили ряд профсоюзов, находившихся под контролем меньшевиков, жестоко подавили забастовки и превратили лояльные профорганизации в один из механизмов государства. Организации трудящихся стали частью распределительной системы. Официальные профсоюзы мало в чем изменились с советских времен.

Однако ситуация понемногу меняется. Расширяется деятельность по-настоящему независимых профсоюзов, в которых состоит уже 1,2 млн человек. Увеличение численности новых профсоюзов идет в ногу с ростом заработков и ростом количества хороших рабочих мест, в частности создаваемых иностранным капиталом. Как только к людям возвращается чувство собственного достоинства, они с большей готовностью идут на активные действия в защиту своих трудовых прав.