Статья опубликована в № 1743 от 16.11.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Под навесом

От редакции: Под навесом

В декабре по давней российской традиции на экономику обрушится лавина бюджетных денег. Даже если не успеют потратить все, а это действительно трудно, денег будет много. Значит, в январе 2007 г. страну ждет новая инфляционная встряска, усиленная ежегодным ростом тарифов и вероятным повышением внутренней цены на газ.

В понедельник на встрече правительства с президентом Алексей Кудрин заявил, что Минфин обязательно проведет все запланированные в бюджете-2006 расходы именно в этом году. По предварительной оценке исполнения федерального бюджета за январь – октябрь 2006 г., доходы превысили 5,1 трлн руб., или 101,1% к утвержденной росписи поступлений доходов на 2006 г.; финансирование расходов – 4,04 трлн руб., или 93,2% к уточненной бюджетной росписи расходов на 2006 г.; кассовое исполнение расходов – 3,2 трлн руб., или 73,9% к росписи. Итак, кассовый профицит – 1,89 трлн руб. Цифра профицита содержит в себе сверхдоходы от нефти, которые в конце года будут зачислены в стабфонд, и собственно разницу между начисленными Минфином и исполненными получателями бюджетных средств расходами. Эта разница составляет 837 млрд руб.

Большая часть этих денег будет, как обычно, израсходована в декабре, чтобы закрыть год. Помимо инфляционных у этой традиции есть и другие негативные последствия. Расходование средств в спешке никогда не бывает эффективным. Показательный пример: срочный декабрьский ремонт дорог, наблюдаемый в разных уголках страны. Нецелевое расходование средств легче провести при разовых крупных тратах, чем при их планомерном распределении. В октябре Всемирный банк в своем исследовании “Административная реформа и реформа госрегулирования в России: устранение потенциальных источников коррупции” указывал, что сфера российских госзаказов – одна из самых коррумпированных в экономике.

Минфин старается авансировать расходы поквартально, угрожает наказывать бюджетополучателей, но процедура получения денег все равно остается долгой и громоздкой, к тому же не предполагает внутригодовых сроков. Так что масса срочных расходов остается на конец года.

Деньги идут так долго, потому что работа по многим госпрограммам начинается в середине года. Происходит это не потому, что никто ничего не делает, а потому, что продолжаются бесконечные переговоры, пока наконец их не прекращает в конце года чье-нибудь волевое решение. Даже сроки финансирования национальных проектов – приоритетного проекта Кремля – не были соблюдены в этом году, так как механизмы их реализации отрабатывались до лета.

В постоянно увеличивающемся кассовом профиците виноваты как исполнители, которые не успевают вовремя тратить бюджетные деньги, так и власти, которые продолжают наращивать госрасходы. Благодаря увеличению цены отсечения расходы как статья бюджета стали больше, а вот эффективность и скорость их исполнения остались на прежнем уровне.

Это системная проблема, в очередной раз иллюстрирующая неэффективность нынешней бюрократии. Зачем сдерживать инфляцию в течение года, если в январе она гарантированно подскочит? Минфин, видимо, уже научился прогнозировать подобную “отложенную инфляцию”, хотя Алексей Кудрин борется за повышение бюджетной дисциплины как раз с целью сокращения инфляционного эффекта от резкого вливания денежной массы.

Возможно, повысить дисциплину поможет введение программно-целевого метода в госуправлении – бюджетирования, ориентированного на результат, за которое ратует Минфин. Кроме того, обещанный Кудриным уже к 2008 г. трехлетний бюджет, позволяющий бюджетополучателям переносить расходы из одного года в другой, должен снять ситуацию “декабрьского дедлайна”.

Правда, есть одно опасение. Трехлетка будет плавающей (каждый год – план на новые три года вперед), и, если дисциплину повысить не удастся, бюджетный навес будет только расти.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать