От редакции: Действующий резерв

Для построения эффективной и самовоспроизводящейся системы подготовки кадров госуправления в России потребуется много времени и изменение принципов распределения власти. Нынешняя система по большому счету клановая, зависит от конкретных людей – и поэтому недостаточно эффективна и стабильна.

Произошедшие на этой неделе кадровые перестановки в топ-менеджменте “Газпрома” и Министерства внутренних дел могут по-разному оцениваться специалистами (например, приход на руководящие должности в МВД людей, никогда не работавших в милиции). У неспециалистов наверняка вызовет удивление (или улыбку) то, что назначены опять выходцы из Петербурга: президент Путин у власти уже шесть лет, и некоторое время назад стало казаться, что он исчерпал список бывших сослуживцев и сокурсников, которые могли бы усилить органы государственного управления и топ-менеджмент стратегических госпредприятий.

По мнению экспертов, большое количество специалистов недостаточного уровня и опыта управления, но благонадежных с точки зрения карьеры (т. е. условно “питерских”) лет пять назад начали назначать на мелкие должности в госструктуры и компании, потом постепенно повышая, переводя в другие организации и выращивая таким образом управленческие кадры. Так что “путинский резерв” существует и в ближайшее время будет обеспечивать потребности системы управления. Источники резерва хорошо известны – это три круга знакомых нынешнего президента: по учебе на юрфаке Ленинградского университета, по службе в ФСБ и по работе в мэрии Петербурга, а также по рекомендации уже проверенных людей.

Это замкнутая система, в которой нет механизма привлечения талантливых кадров со стороны. Ее очевидные изъяны – зависимость от конкретных людей и их компетенции (при смене власти придется менять и систему), недостаточность образовательной базы (в России нет авторитетного института школ госуправления, которые постоянно готовили бы новых менеджеров).

Парадоксально, но и советский, и западный опыт говорит о важнейшей роли партий в подготовке кадров для управления страной. Партия, имеющая власть (постоянно, как в СССР, или периодически, как в странах развитой демократии), обладает стимулом для талантливого менеджера: повышая свою квалификацию и делая карьеру, он в идеале может достичь вершин управления, получить максимум возможной власти. В западных странах выстроена система, при которой общество заинтересовано в постоянном возобновлении класса управленцев: их готовят элитные школы (в которые отбирают людей с высшим образованием и склонностью к управлению), затем они растут, работая в партийных или муниципальных (в конечном счете – тоже партийных) бюрократических структурах. Качество менеджера при этом неоднократно опосредованно проверяется результатами партии на выборах разного уровня.

Российские партии к управлению не допущены (возможно, на данном этапе это и правильно). Может быть, толчок к развитию новой системы подготовки кадров будет дан тогда, когда президент (кто бы он ни был) наконец вступит в одну из партий, а на выборах развернется реальное партийное соперничество.