Статья опубликована в № 1770 от 25.12.2006 под заголовком: ПРАВИЛА ИГРЫ: Последний год

Правила игры: Последний год

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Следующие президентские выборы намечены на март 2008 г. Однако на какой бы месяц ни назначалась смена президента, в России все измеряется календарными годами. Так что 2007-й – последний год президента Путина. Мой собственный прогноз состоит в том, что, в нарушение действующей Конституции, Владимир Путин останется на третий срок, т. е. так или иначе будет президентом, премьер-министром, спикером парламента или главой какого-нибудь российско-белорусского надгосударственного союза. Причин, которые заставляют меня так думать, немало. Есть и чисто российские – пока ни один из потенциальных преемников не продемонстрировал требуемых качеств, есть и исторические – в полуавторитарных режимах, к которым сейчас относится и наша страна, популярные лидеры от власти не уходят. Однако было бы нечестно нарушать презумпцию невиновности и считать, что если какое-то событие кажется вероятным – например, третий срок, то оно обязательно и произойдет. Третий срок – прогноз, а не пожелание. А пожелание таково: пусть 2007-й будет последним годом президентства Путина.

Если предыдущий год, 2005-й, был годом, когда определился экономический курс, то уходящий, 2006-й, показал, что происходит, если этому курсу следовать. Год назад стало ясно, что план состоит в том, что экономика будет управляться напрямую из единого политического центра. В соответствии с этим планом крупные компании, значительная доля в которых принадлежит государству, прежде всего “Газпром” и “Рособоронэкспорт”, весь год агрессивно наращивали активы. Так как эта активность была продиктована не столько коммерческими, сколько политическими соображениями, при этом использовались все подручные средства – Генпрокуратура, Росприроднадзор и, конечно, сам президент. Иногда это было необходимо: никто не сомневается, что получение “Рособоронэкспортом” контроля над “АвтоВАЗом” требовало участия правоохранительных органов. Иногда это было лишним: договор о разделе продукции с Royal Dutch Shell надо было пересматривать, но без участия экологических служб. Потому что, хотя метод концентрирования всех ресурсов на одной задаче дает желаемый результат быстрее, у него есть побочные эффекты. Во-первых, как правильно заметил Владимир Милов в своей колонке, если главный санитарный врач занимается внешней политикой, то он перестает исполнять обязанности санитарного врача. Во-вторых, потому что такое пересечение зон влияния разных ведомств приводит к неэффективности: санитарный врач плохо справляется с внешней политикой. Иными словами, если президент напрямую указывает госкомпаниям, что им делать, – это плохо, но не очень. Но если госкомпании указывают президенту, что ему делать, – это очень плохо.

Говорят, что такая система, в которой единственный способ разрешения противоречий – обращение к первому лицу, облегчает жизнь этого лица, но затрудняет передачу власти. Может быть. Но эта колонка написана в предположении, что 2007 год – последний. Мое пожелание состоит в том, чтобы вместо слияния всех структур управления в один центр в наступающем году началась демаркация границ: спецслужбы занимались бы обеспечением безопасности, Росприроднадзор – охраной природы, а “Газпром” – разработкой месторождений. А если в части гигиены и санитарии все в порядке, пост главного санитарного врача можно вообще упразднить.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more