Конъюнктура: Народ-рантье

Неожиданно проснувшуюся тоску по Брежневу не заметить, конечно, невозможно. Хотя не такая уж она и неожиданная – первые признаки можно было обнаружить еще в 2002 г., когда отмечали 20 лет со дня его смерти. Но теперь впору говорить чуть ли не о национальных торжествах. Объясняется ситуация предельно просто. Сколько ни убеждай, что в стране все страшно хотят работать, а им не дают реализовывать свои таланты, особо в это не верится. В большинстве своем все хотят не зарабатывать, а получать. А главная черта брежневской эпохи как раз и заключалась в том, что государство благодаря нефтяным деньгам могло себе позволить закрывать глаза на чудовищно низкую производительность труда. Поэтому и вспоминают те ленивые времена с благодарностью. Не так странен дефицит и нехватка продуктов – все это с лихвой компенсировалось спокойным отношением государства к проблеме эффективности трудящихся масс.

Схожая ситуация бывала и раньше (вспомнить хотя бы маниловских крестьян, отпрашивавшихся у барина на заработки и тут же шедших пьянствовать). Но не всегда государство было способно оплачивать праздник жизни. В эпоху застоя какое-то время удавалось поддерживать сносный уровень жизни. То, что подается как “уверенность в завтрашнем дне”, означало лишь размен минимальных социальных гарантий на полное согласие с проводимым в стране курсом. А платили за это иностранные потребители нефти и газа.

И сейчас население совершенно не волнует статистика производительности труда, по которой мы чудовищно отстаем от лидеров мировой экономики. Зато его очень беспокоит распределение природной ренты. Граждане прекрасно осведомлены, сколько стоит нефть на мировом рынке, и хотят знать, когда увеличится их личная доля от экспортных доходов энергетической сверхдержавы. Можно не сомневаться, что в год выборов на этих настроениях будет чудовищное количество спекуляций. Справедливое перераспределение сырьевого богатства – самый простой и эффективный лозунг, мимо которого политические партии просто не могут пройти. Причем как левые, так и правые. Достаточно посмотреть на СПС, который вместо борьбы за средний класс стал окучивать пенсионеров (причем левый поворот у правых произошел очень давно – просто многие разглядели его только на выборах в Перми). Народ-рантье – вот наша великая мечта и подлинная национальная идея.

Но послевыборное похмелье неизбежно. По той причине, что уже много лет на инвестициях в нефтегазовый комплекс у нас принято экономить. Частные компании не видели в них особого смысла, потому что хотели “отжать” доставшиеся им активы и продать их иностранным компаниям. А госкомпании не хотят, потому что не знают, кто будет преемником. Какой смысл инвестировать в долгосрочные проекты, если новым главой государства может стать представитель конкурирующей элитной группы, которая и снимет все сливки с вложений? Лучше минимизировать риски. В итоге уже через несколько лет может начаться серьезное падение добычи. И тогда разговоры о возможной революции станут не такими уж и наивными. Народ, которого лишат великой мечты о превращении в рантье, будет очень разочарован.

Так что за новогодним столом не забудьте выпить за то, чтобы советские скважины продержались как можно дольше, а фамилию преемника назвали как можно раньше.