От редакции: Закон неравенства

Глубина пропасти между богатством немногих и бедностью многих остается одной из главных, а возможно, и главной политической темой в мире. Ведь неравенство – потенциальный источник социальных конфликтов и революций.

Решать проблему можно по двум направлениям: либо заниматься уменьшением разрыва, перераспределяя блага, либо научиться грамотно управлять неравенством, чтобы все были довольны. Россия отличается как высоким разрывом в доходах между богатыми и бедными, так и низким качеством управления неравенством.

Тема бедности стала на прошлой неделе главной на Всемирном русском народном соборе. Проблему неравенства в обществе уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин сделал одной из важнейших тем своего ежегодного доклада, который в конце марта он представит президенту. А ведь положение в целом улучшается. Денежные доходы населения в 2006 г. выросли на 23%. Реальные располагаемые доходы – на 10%. Разрыв между 10% самых бедных и 10% самых обеспеченных, по мнению Росстата, сократился и составляет теперь 15 раз. В прошлом году Росстат приводил цифру “25 раз”. Правда, статистика плохо учитывает доходы самых высокооплачиваемых групп, так же как и положение беднейших. С другой стороны, плохо поддаются учету и серые доходы, укрываемые гражданами от налогов. Как бы то ни было, 15-кратный разрыв – очень высокий показатель, который, по идее, должен беспокоить власти, если они не хотят социального взрыва.

В США разница в доходах между богатыми и бедными оценивается в 9–10%. Доходы менеджеров при этом растут быстрее, чем заработки рабочих. Недовольные этим демократы в конце 2006 г. выступили с рядом инициатив – например, повышения минимальной зарплаты и увеличения ставки подоходного налога для богатых. Даже Еврокомиссия с тревогой отмечает разные цифры разрыва в доходах между “старыми” и “новыми” членами и некоторое повышение средней цифры EU25 по сравнению с EU15. Межстрановая разница в доходах как продукт глобализации давно стала притчей во языцех не только для левых публицистов и политиков, но и для серьезных экономистов.

По данным британской благотворительной организации Oxfam, постоянные поставки дешевого продовольствия в Африку приводят лишь к тому, что африканские фермеры не могут развивать собственное производство. C 1980-х гг. количество продовольственных кризисов на континенте увеличилось почти втрое. Объемы производства сельского хозяйства Африки с 1992 по 2002 г. сократились на 43%. Специалисты New Economics Fund указывают на то, что долг беднейших стран, который давно пора списать ($590 млрд), сопоставим с суммой прямой помощи за последние пять лет.

Впрочем, рост глобальной экономики поднимает все лодки. Согласно Penn World Table, сводной таблице подушевых доходов, составляемой в Университете штата Пенсильвания, в 82 странах реальный ВВП на душу населения вырос с 2000 по 2004 г. в среднем на 18,9%, или на 4,4% в год. Однако разрывы между ними очень велики и могут достигать 100 раз. Средний реальный ВВП на душу населения 25% богатейших стран в 15 раз выше соответствующего показателя 25% беднейших стран.

От неравенства никуда не деться – вряд ли стоит рассуждать о возможности построения справедливого общества. Вопрос в том, как жить в несправедливом. Роберт Шиллер (см. статью на стр. А4) считает, что общество с большим неравенством может быть очень стабильным, если богатые хорошо управляют бедными. Главным инструментом в этом является доверие.

По показателям эффективности государственного управления и качества государственного регулирования, включаемым в индикатор GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot, рассчитывается по заказу Всемирного банка), Россия находится в районе пятой десятки стран, причем позиция ухудшилась в 2005 г. по сравнению с 2004 г. Низкое качество работы правительства и других институтов управления регулярно отмечается самим правительством и институтами управления, а также населением страны. Ведь, судя по опросам, россияне доверяют только президенту Путину. А что будет, когда президент будет не Путин?