Конъюнктура: Деревянные солдаты

События вокруг Бронзового солдата в Таллине разделили российское общество. Одни призывают наподдавать Эстонии, другие продолжают убеждать в том, что, дескать, в современном мире использовать экономические рычаги давления для достижения политических целей неэффективно. Что ж, глядя на первую реакцию наших властных структур, могут радоваться скорее сторонники второго подхода. Обещаний наказать Эстонию слышно было много. Но сделано мало.

Хотя разработка плана экономической борьбы с Эстонией не требует особых интеллектуальных усилий. Вот Сергей Иванов предложил не покупать кисломолочные продукты в Эстонии. А вслед за ним мы наблюдали сверхкомичную игру в патриотизм наших ритейлинговых сетей, которые вначале громко заявили о снятии эстонских товаров с прилавков, а потом долго не могли пояснить, какими же товарами из Эстонии они вообще торговали. А ведь достаточно просто посмотреть статистику эстонского экспорта в Россию – и мы легко обнаружим, что продукты питания занимают там лишь третье место. Более того, в экспорте пищевки кисломолочные продукты проигрывают другим товарам, например алкоголю.

Эстония вообще не очень сильно зависит от поставок в Россию – а вот от российских товаров очень даже. В 2007 г. Россия впервые с 1991-го оказалась основным торговым партнером Эстонии с точки зрения импорта. Эстонский импорт из России более чем в 10 раз превышает экспорт в Россию. То есть если мы действительно хотим начинать экономическую войну, надо перекрывать товарные потоки в Эстонию. Это прежде всего нефть и химическая продукция. Кроме того, через Эстонию идут серьезные транзитные потоки в Европу.

Но в этом есть серьезный интерес у влиятельных российских бизнесменов, поэтому и блокады никакой не вводится. Правда, ОАО “РЖД” все же заявило о приостановке экспорта нефти в Эстонию. Но, во-первых, на практике этого не произошло. А во-вторых, у Эстонии было много времени на то, чтобы изменить свою позицию. Наоборот, руководство Эстонии предпочло подлить масла в огонь. Премьер-министр Андрус Ансип демонстративно отказал во встрече Герхарду Шредеру, возглавляющему совет акционеров Nord Stream и предлагающему пустить этот газопровод по территории морских вод Эстонии, что принесло бы этой стране экономические дивиденды.

При этом эстонские эксперты ожидают ухудшения экономической ситуации в стране – скажем, Банк Эстонии прогнозирует подобное развитие событий уже в следующем году. Так зачем же ходить по лезвию ножа? Борьба с тоталитаризмом и имперским прошлым? Именно этим пытаются объяснить свои действия как в Эстонии, так и в Польше, где также начинается кампания по сносу советских памятников. Я бы поверил в эти байки, если бы своими глазами не наблюдал бойкую торговлю немецкими изданиями “Майн кампф”, железными крестами и деталями фашистской униформы в нескольких сотнях метров от бывшего еврейского гетто в Кракове и в нескольких километрах от Аушвица. Так что страны “новой Европы” к своей исторической памяти подходят очень свободно. Нужно признать очевидное: новая Европа выступает в качестве деревянных солдат Европейского союза, лепящего из России очередную империю зла. А когда в России опять во весь голос заговорят про треугольник Москва – Пекин – Дели, будут удивленно разводить руками.