От редакции: Это звучит дорого

Гуманистический пафос и некоторая расплывчатость целей вполне отвечают требованиям предвыборного момента. Как ни крути, а социальная риторика и рост бюджетных расходов накануне парламентских выборов в 2007 г. вполне сработали. Но тогда делу помог лозунг «Единая Россия» – это Путин». Сейчас тоже придется делать акцент на социальной сфере (именно там Медведев трудился до последнего времени, курируя нацпроекты), но лозунг «Медведев – это Путин» вряд ли возможен, хотя для избирателя этот смысл важнейший.

На встрече нынешнего и будущего президентов России с Советом палаты Совета Федерации Владимир Путин объявил о переходе к «новой социальной политике – политике социального развития». «Развитие российского народа» будет вестись не только на бюджетные средства в предвыборных целях, но и за счет активного участия бизнеса.

По мнению Путина, политика социального развития должна заключаться в «формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов, в конечном счете – на развитие российского народа». Помочь этому должно, безусловно, государство – в частности, национальными проектами, которые будут преобразованы в госпрограммы. Не обойтись без повышения пенсий и зарплат (особенно в социальной сфере). Будет обновлена система социальных обязательств – в тесном диалоге с гражданским обществом, бизнесом и профессиональными сообществами. Путин также ждет, что частный бизнес придет наконец в социальную сферу и тем самым поднимет уровень качества услуг (а государство поможет ему снятием лишних административных барьеров).

Кстати, тезис о «развитии народа» вполне коррелирует с целями ООН, формулируемыми как «развитие человеческого потенциала». В соответствующем индексе Россия занимает 67-е место из 175. В 2004 г. мы были 57-ми из 177 стран, в 2001 г. – 55-ми из 162. Так что если надо как-то измерить «развитие народа», готовый критерий есть.

Что касается развития рынка в социальной сфере – вопрос спорный. С одной стороны, рынок там давно существует, и качественные медицинские или образовательные услуги можно получить только за деньги. С другой – рынок этот серый, и попытку обелить его путем снятия лишних барьеров можно только приветствовать.

Частные образовательные учреждения, медицинские клиники и компании сферы ЖКХ в отличие от муниципальных и государственных учреждений не имеют льгот по арендной плате, коммунальным платежам, не освобождены от уплаты НДС. Частным компаниям сложнее пройти через сито лицензирования и всевозможных проверок. Правда, проектов реформирования образования и здравоохранения мы видели за последние годы немало, но без конкретных результатов.

Зато примерно понятно, как будет обновляться система социальных обязательств. Важную роль придется сыграть социально ответственному бизнесу. Термин «социальная ответственность» достаточно новый, неустоявшийся и является предметом спекуляций как со стороны бизнеса, так и со стороны власти. Тем не менее на практике он складывается, как правило, из трех частей: бизнес обеспечивает зарплаты работникам, некоторые обязательные льготы (например, проезд к месту отдыха из отдаленных районов раз в год) и удовлетворение социального запроса местных властей/сообщества. Последняя часть, очевидно, самая непрозрачная и неформальная, в ней действуют технологии «нагибания» бизнеса. Бизнес стремится процесс формализовать, сделать публичным и ограничить конкретными цифрами. Но в силу самих правил игры это практически невозможно. Как это помогает развитию человеческого потенциала? Нельзя исключать случаев верного и бескорыстного служения администратора и бизнеса человеку. Но в целом об их сотрудничестве судить сложно именно из-за непрозрачности договоренностей о «социальной ответственности».