От редакции: План поражения

Война в Ираке стала для США и их союзников классической ловушкой несоответствия целей и средств. Цели не достигнуты, продолжать кампанию и оправдывать издержки так же сложно, как признать их напрасными и уйти.

Пять лет назад, 20 марта 2003 г., войска США и их союзников начали воздушные бомбардировки и ракетные обстрелы иракских городов и перешли границу с Ираком. Военная кампания оказалась победоносной. Союзные дивизии через три недели после начала войны почти без сопротивления заняли Багдад. Армия и республиканская гвардия Саддама Хусейна рассыпались под ударами коалиции. Сам диктатор был схвачен в декабре 2003 г. и через три года казнен по приговору суда.

Но до победы в Ираке, как ее видели инициаторы войны, т. е. до создания на руинах свергнутой диктатуры стабильного демократического государства, по-прежнему очень далеко. Новое правительство страны контролирует всего три провинции из 18 и не может обеспечить минимальную безопасность и достаток для простых граждан. По-прежнему сохраняется опасность гражданской войны, а партизанская и не прекращалась – в городах Ирака регулярно что-нибудь взрывается, силы коалиции несут потери. Недавней операции турецкой армии против курдских боевиков в иракском Курдистане правительство Ирака смогло противопоставить лишь громкие слова.

Американские вооруженные силы потеряли за пять лет почти 4000 человек убитыми и 29 000 ранеными, еще 300 убитых недосчитались союзники. На 50% вырос с 2002 г. военный бюджет США ($484 млрд на 2008 г.). Расходы на кампанию в Ираке, которые не включаются в военный бюджет, достигли за пять лет $460 млрд, еще $115 млрд выделено на нынешний год. Цена войны растет: по данным исследовательской службы конгресса, в 2004 финансовом году месяц войны стоил $4,4 млрд, в 2007 г. – уже $10,3 млрд. По данным организации Body Count, за годы войны и оккупации погибли 60 000 мирных иракцев. По сведениям управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН, из 26 млн жителей Ирак покинули 2 млн человек, еще 1,7 млн стали внутренними мигрантами.

Белый дом настаивает, что человеческие жертвы и материальные затраты не напрасны. «Война стоила высоких людских и финансовых потерь. Отстранение Саддама Хусейна от власти было правильным решением, эту войну Америка может и должна выиграть», – заявил вчера Джордж Буш.

Вашингтон и его союзники оказались в пиковой ситуации. Даже прошлогоднее увеличение численности воинского контингента (сейчас там 162 000 американских солдат и офицеров и около 12 000 союзников) вряд ли позволит разгромить повстанцев. Вывод войск также невозможен – это чревато окончательной дестабилизацией не только в Ираке, но и на всем Большом Ближнем Востоке.

Американские неоконсерваторы оказались в плену старых идеологем. Неразборчивость в средствах привела к тому, что война потеряла какое-либо оправдание в глазах собственного населения стран коалиции. При начале боевых действий протестовали только принципиальные противники войны, но постепенно росло число разочарованных: оказалось, что поводы (наличие в Ираке оружия массового поражения и связь Хусейна с «Аль-Каидой») были ложными, а скандалы с пытками заключенных, данные о потерях солдат и мирного населения – настоящими. Более того, война в Ираке не снизила, а, по мнению многих, повысила опасность терроризма (как ответа). В апреле 2003 г. войну поддерживали 75% американцев и 69% англичан, в начале 2008 г. – 38% и 34% соответственно.

Война нанесла окончательный удар по имиджу США как носителя идей демократии и соблюдения прав человека. По данным компании GlobeScan, опросившей в 2007 г. 21 500 человек на территории 25 стран, 49% считают, что США играют негативную роль в мире. Положительно влияние США оценили 29% респондентов. В 2004 г. соотношение было совсем иным: 37% к 45%.

Парадоксальный факт: преемник Джорджа Буша, растерявшего свой рейтинг во многом из-за Ирака, – кандидат республиканцев на президентских выборах Джон Маккейн на днях посетил Ирак с предвыборной пропагандистской поездкой.