Сочный бизнес

«Партия направила моего отца на завод директором – как у коммуниста, у него тогда не было выбора» – так запомнился приход Николая Борцова на заштатный консервный завод в Липецкой области его сыну Юрию. За 27 лет Борцовы превратили планово-убыточное предприятие, построенное в 60-е гг., чтобы перерабатывать растущие в области капусту, свеклу, картошку и ягоды, в самую дорогую покупку PepsiCo за пределами США (за 75,53% сокового бизнеса «Лебедянского» PepsiCo заплатит $1,4 млрд).

История «Лебедянского» кажется сюжетом для глянцевого производственного романа: перед самым распадом СССР Борцов-старший выбивает для провинциального завода первую в стране линию розлива соков Tetra Pak, в начале 90-х Борцов-младший уговаривает Tetra Pak дать рассрочку платежа за линию на 10 лет, при приватизации Борцовы без видимых проблем получают контрольный пакет, а в 2000-м топ-менеджеры российского офиса Tetra Pak переходят работать на провинциальный завод. В 2004 г. «Лебедянский» обгоняет по доле рынка лидера – «Вимм-билль-данн» (27% против 23,4%). Год спустя компания проводит IPO, инвесторы покупают бумаги по $37,23 (всего на 3% ниже верхней границы ценового коридора), и в первый же день они дорожают до $39. Компания стоит $800 млн – дороже «Вимм-билль-данна», выручка которого втрое выше. Спустя пять месяцев капитализация «Лебедянского» берет планку в $1 млрд.

Рынок соков тем временем движется к олигополии: «Мултон» еще в 2005 г. достался Coca-Cola, контрольный пакет «Нидана» в прошлом году приобрел инвестфонд Lion Capital. Борцов-младший в 2005 г. на вопрос, сколько игроков останется на российском рынке, уверенно отвечал: «три» – PepsiCo, Coca-Cola и «Лебедянский». Не угадал: теперь дело за покупателем для «Вимм-билль-данна».

Борцовы займутся развитием выделяемых из «Лебедянского» производств детского питания и минералки. Интересно, удастся ли им сочинить еще один производственный роман?