От редакции: Надзор за ревизором

Обещанные Дмитрием Медведевым еще до выборов меры по защите малого и среднего бизнеса опубликованы в форме президентского указа. Президент поручает законодателям создать более благоприятный для предпринимательства климат – ввести уведомительный порядок регистрации для большинства видов деятельности, сократить число разрешительных документов, сократить до минимума количество проверок, ввести систему льготных ставок аренды. Милиция не должна вмешиваться в предпринимательскую деятельность вне рамок уголовных дел, а контролирующие органы не должны проверять малые предприятия чаще, чем раз в три года без санкции прокурора.

Указ Дмитрия Медведева не содержит мгновенных нововведений, например не запрещает проверок на период до выработки нового законодательства. Так поступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который в феврале 2008 г. не только предписал разработать новый регламент проверки предприятий малого и среднего бизнеса, но и запретил ревизорам появляться на всех объектах малого и среднего бизнеса (кроме пищевых и фармацевтических производств) до конца нынешнего года.

Отечественный малый и средний бизнес (компании численностью до 250 человек) производит около 15% ВВП. По этому показателю Россия многократно уступает развитым странам и Китаю и отстает от соседнего Казахстана, где малые предприятия дают 22–24% ВВП. Одна из главных бед малого бизнеса – частые проверки надзорных органов. Контролеров слишком много: работу частной фирмы и индивидуального предпринимателя могут ревизовать 36 инстанций – от экологического надзора до наркополицейских. Установленный законом запрет проводить плановые проверки чаще чем раз в два года превратился в фикцию. Чиновники и милиционеры знают, как находить поводы для внеплановых ревизий. По данным Минэкономразвития РФ, в 2007 г. всевозможные контролирующие структуры провели около 20 млн проверок малого бизнеса, подавляющее большинство которых внеплановые. По данным анкетирования бизнесменов, проведенного Минэкономразвития, предприятия 51% опрошенных проверяли от одного до трех раз в полугодие, 27% – от четырех до 10 раз, лишь 22% опрошенных не встречали ревизоров. Среднее число проверок выросло в 2005–2007 гг. с пяти до 6,3.

Административные регламенты, призванные упорядочить действия ревизоров, по некоторым данным, ослабили коррупционную емкость проверок. По данным совместного исследования «Опоры России» и ВЦИОМ, в 2005 г. бизнесмены в среднем потратили на подношения контролерам 8,5% выручки фирм, в 2006 г. – 9,6%, в 2007 г. – уже 6%. Однако частые проверки вредят малому бизнесу не только дополнительными расходами. Предприниматели тратят все больше рабочего времени – от 12% до 15%, – чтобы преодолеть бюрократические проволочки. В результате многие фирмы и индивидуальные предприниматели вынуждены прекращать работу из-за административных барьеров.

Указ Медведева предписывает центральному правительству и регионам в двухмесячный срок разработать проекты законов и инструкций, которые облегчат гражданам открытие своего бизнеса и упорядочат систему проверок. В сентябре они должны представить план мероприятий, а в июле 2009 г. отчитаться о его реализации. Но поскольку мораторий на проверки не введен, есть опасность, что чиновники, почувствовав угрозу утраты контроля над бизнесом, могут ужесточить претензии в ближайшие месяцы. Такие сигналы, по данным «Опоры», поступают из некоторых регионов.

Один, даже самый хороший, указ вряд ли способен решить проблемы взаимоотношений предпринимателей и чиновников. Необходимо упростить процедуру оспаривания результатов проверок. Один из шагов – принятие повторно внесенного в 2006 г. в Госдуму закона об административных судах, который позволит формировать экстерриториальные суды, рассматривающие иски к госорганам в ускоренном порядке.