Геннадий Тимченко

Мало что знаем мы о Геннадии Николаевиче Тимченко. 55 лет ему, давно знаком с Путиным, богатый человек – $2,5 млрд, по подсчетам Forbes. Совладелец компании Gunvor, которая в последние годы стала одним из крупнейших в мире нефтетрейдеров, поскольку плотно сотрудничает с «Роснефтью» и «Сургутнефтегазом». (Кстати, Гунвор – это женское имя викингских времен, означает «готовая к схватке».) Гражданин не только России, но и Финляндии, поддерживает финский теннис, другая его компания – International Petroleum Products помогала финской сборной безуспешно бороться за Кубок Дэвиса. Да, живет вроде бы в Швейцарии и Монако как нормальный богатый человек.

Еще мы знаем, что обычно он старательно избегает прессы – он и попался-то ей случайно, из-за разговорчивости кандидата в президенты 2004 г. Ивана Рыбкина. Кажется, всего один журналист за всю жизнь Тимченко удостоился разговора с ним – и это был короткий и не очень осмысленный разговор. «Я отошел от дел», – сказал Тимченко корреспонденту швейцарского l’Hebdo.

Зачем же Тимченко, этот таинственный и явно таящийся человек, выступает с открытым письмом? Его собственную версию, будто его так уж прямо возмутила публикация в Financial Times, в которой неправильно освещается его деятельность, я, пожалуй, не признаю основной. То есть, конечно, объяснимо негодование оболганного человека, но ведь далеко не впервые о Тимченко пишут разные не слишком приятные вещи – он же не отвечал! И правильно, кстати, делал: проще всего потушить сплетню, не выпуская никакой информации. Уверенные в ситуации люди так всегда и поступают.

Но Тимченко написал письмо, а это значит, что ему срочно потребовалась публичность. Таящемуся человеку срочно требуется публичность только в том случае, когда ему начинает что-нибудь угрожать. Оглядевши информационный ландшафт, я обнаружил только одно событие, которое мог бы отнести к числу угрожающих нефтетрейдеру Тимченко, – перемену в российской власти. Конечно, могут быть и другие, чисто внутренние: может, они там в Gunvor все перессорились? Но об этом я ничего не знаю, а вот риски лично для Тимченко, раз его давний знакомый больше не работает президентом, несомненно, увеличились. Пора открещиваться.