Наше «мы»: Такая демократия

В июне на вопрос «Левада-центра» «Нужна ли России демократия?» ответили «да» 62% жителей страны. Ответ «нет, демократическая форма правления – не для России» выбрали 20%. Тем, кто думал, что само это слово скомпрометировано еще в 1990-х, можно сообщить, что ответ «демократия России нужна» преобладает во всех без исключения социально-демографических группах. Различие лишь в том, что среди высокообразованных (они же более богатые, молодые, урбанизованные) соотношение «да» и «нет» равно 5:1, а среди низкообразованных, низкодоходных и проч. – 2:1. Среди голосовавших за Дмитрия Медведева на мартовских выборах почти 70% демократия нужна. Реже всего говорят «нужна» пенсионеры, избиратели Геннадия Зюганова (45%). Чаще всех заявляют, что демократия в России не нужна, так называемые силовики (35%).

Тему развивал вопрос «Какая демократия нужна России?». Обнаружилось, что теперь уже в меньшинстве сторонники «такой демократии, какая была в Советском Союзе», их всего 13%. Но и за такую демократию, «как в развитых странах Европы, Америки», выступают не более 20%. А наибольшее число россиян (45%) ныне стоят за демократию «совершенно особую, соответствующую национальным традициям и специфике России». Исключение – студенты, у них поровну за евроамериканский вариант и за «совершенно особую» (39% и 38%). Россияне, голосовавшие за Медведева, оказывается, имеют в виду именно такую демократию (49%), а не европейскую (20%). Еще больше она привлекает сторонников Жириновского – 59%, а максимум ее поборников – среди силовиков (65%). (Вот где, значит, начало идей, потом превращающихся в теории нашей особенной демократии.)

В чем именно ее особость и какой специфике России она отвечает, видно из ответов на вопрос «Вы можете отстоять в России свои интересы или права в случае их нарушения?». Среди голосовавших за Медведева 29% думают, что смогут, но 58% в это не верят. В целом же по стране соотношение ответов еще менее оптимистическое: 25% к 62%. Среди пенсионеров чувствуют свое бесправие 67%, среди инвалидов – 77%. Способных постоять за себя там 15–17%, они в меньшинстве и во всех остальных группах населения. Только среди силовиков те, кто могут отстоять свои интересы, в большинстве (56%).

Но чего не могут даже они – при такой демократии – это «повлиять на политические процессы в России». Таково признание двух третей силовиков. Среди избирателей Медведева пять шестых сочли, что «не могут». В целом же среди жителей России 87% заявляют, что не способны влиять на политику. Это выдающийся результат. Для сравнения укажем, что, по данным того же опроса, рейтинг Владимира Путина, т. е. доля одобрявших его деятельность на посту председателя правительства, чуть менее 83%, а доля одобрявших деятельность Дмитрия Медведева на посту президента – 73%.