От редакции: Вместо учебы

Последние дни июля – время напряженного ожидания, радости и разочарования для абитуриентов. В эти дни заканчиваются вступительные испытания в большинстве вузов и вывешиваются списки поступивших. Не меньший стресс испытывают и родители потенциальных студентов: для некоторых из них низкие оценки детей на экзаменах означают потерю инвестиций (иногда довольно значительных) в образование. Большинство россиян – 63% по данным ВЦИОМ и 80% по данным «Левада-центра» – полагают, что успешное поступление в вузы обеспечивается деньгами и связями родственников абитуриентов. Знания считают главным условием поступления 33% респондентов ВЦИОМ и 17% – «Левада-центра». С 2003 г. ситуация мало изменилась: тогда соотношение было 75% и 19% (опрос тогдашнего ВЦИОМ).

Необходимость отдавать большие деньги за поступление в вуз не просто миф общественного сознания. По данным социологов, 8% родителей в 2005 г. и 11% в 2008 г. давали взятки, а 20% в 2005 и 2008 гг. нанимали в качестве репетиторов преподавателей вузов, в которые поступали их дети. Доля семей, где есть студенты, по данным ВЦИОМ, увеличилась с 2005 до 2008 г. почти в полтора раза – с 25% до 37%. Рост числа студентов – 6,9 млн в 2004 г. и 7,5 млн в 2007 г. – отмечается и Росстатом. Приток абитуриентов не дает иссякнуть доходам преподавателей, зарабатывающих на репетиторстве и взятках. Любопытно при этом, что отношение граждан к единому госэкзамену (ЕГЭ), который по замыслу его инициаторов должен снизить коррупцию при поступлении и позволить талантам из глубинки учиться в элитных вузах, в последние годы ухудшилось. В 2002 г., по данным «Левада-центра», его введение одобрили 55% опрошенных, против высказались 30%; в 2007 г. доли сторонников и противников ЕГЭ почти сравнялись – 40% против 36%.

Впрочем, пристальное внимание наших соотечественников к проблеме поступления в вузы подчеркивает особенности нашего отношения к высшему образованию. Для молодых французов, например, поступление в вуз вообще не является событием – записаться могут все. Главное – пройти курс и не вылететь за неуспеваемость. В российских вузах отбор, напротив, проводится на вступительных экзаменах. Факт поступления часто важнее успешной учебы. Отсюда спрос на видимость образования, гарантирующую «корочки» и отсрочки от армии, а не знания. За постсоветские годы в России беспрецедентными темпами росло количество вузов (в два раза) и число студентов (в 2,5 раза), особенно тех, кто обучается на заочных отделениях вузов. В 2002–2007 гг. оно выросло с 2,4 млн до 3,3 млн человек. Причем в большинстве случаев речь идет не о современном дистанционном обучении, а о худшей трансформации советского «заушного» образования. Многие студенты-заочники получают учебные пособия, между сессиями делают вид, что учатся, а затем за сходную плату преподавателям получают оценки и дипломы.

Перейти к более современной модели высшего образования, предполагающей для студента возможность широкого выбора учебных курсов и перевода из одного учебного заведения в другое, мешает несколько факторов. Это обилие местечковых вузов с устаревшими лабораториями, учебными курсами, перегруженными ненужными предметами и преподавателями, многие из которых не успевают или не желают следить за новыми тенденциями в своих дисциплинах. По данным исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru, 57% опрошенных поддержали предложения министра образования Андрея Фурсенко о закрытии вузов со слабой научной, учебной и лабораторной базой и устаревшими учебными курсами, против высказались 43% (альтернативные предложения Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики, см. в статье на этой странице).

Впрочем, отечественные студенты вынуждены учиться устаревшим дисциплинам и отказываться от смены вуза и по другой причине. Академическая отсрочка от армии возобновляется сейчас в России всего один раз, и повторный переход из одного института в другой грозит студентам призывом на срочную службу.