Boeing 737-500

Во вчерашнем заявлении Межгосударственного авиакомитета отмечается, что публикация в прессе неофициальных версий причин катастрофы «Боинга» в Перми, унесшей жизни 88 человек, приносит только новые моральные страдания родственникам жертв и мешает работе комиссии. Действительно, попытки сразу свалить вину на пилотов или на техническое состояние самолета (т. е. на техников, менеджеров и тех же пилотов) едва ли можно признать этичными. Поэтому у авиационной общественности непонимание вызвал почти мгновенный отказ «Аэрофлота» от своего имени в названии своей же «дочки» «Аэрофлот-норд», которая эксплуатировала Boeing. Ведь тем самым «Аэрофлот», пытавшийся, видимо, по финансовым соображениям снять с себя репутационные риски за катастрофу, фактически признал, что с техническим состоянием самолета были проблемы.

Расследование причин пермской катастрофы – по всей видимости, по объективным причинам – продвигается значительно медленнее, чем расследование двух предыдущих крупных катастроф – А310 в Иркутске и Ту-154 под Донецком в 2006 г. Телеграмма Росавиации о том, что полеты с неисправным автоматом тяги (устройство, позволяющее автоматически управлять мощностью двигателей; на упавшем лайнере он не работал) воспрещаются, еще не дает оснований считать, что где-то здесь и находится причина катастрофы. Видимо, к трагедии мог привести целый комплекс причин.

Но вопрос о том, как влияет на безопасность полетов стремительное заполнение авиапарка российских компаний подержанными западными самолетами, стоит вне зависимости от реальных причин трагедии в Перми. Причиной возникновения проблем может стать не только изношенность этой техники, но и разница технических культур современной России и Запада. Так, один авиаинженер рассказал, что причиной первой катастрофы западного лайнера в России – А310 в Междуреченске в 1994 г., где пилот дал порулить сыну, а затем не справился с ситуацией, – стал перевод инструкции. Вместо дословного «следует избегать» один из пунктов надо было перевести как «категорически запрещено» – именно такие слова используются в схожих ситуациях в отечественных руководствах.