Правила игры: Большая развилка

К вечеру воскресенья обстановка вокруг проекта закона, который собирается принять конгресс США, чтобы спасти банковскую систему от непрекращающейся череды банкротств, выглядела так. Нежелание обеих партий и их кандидатов в президенты брать на себя ответственность за крайне непопулярную меру делает необходимым устраивающий всех компромисс, и это задерживает переговоры. Разговоры о том, кто следующий – на 28 сентября фаворитами выглядели Wachovia в Америке и Fortis в Европе, – и постоянное напряжение на рынке межбанковского кредита торопят конгрессменов. Текущий проект состоит в том, чтобы выделить $700 млрд на выкуп у банков плохих ценных бумаг не целиком, как сначала требовало правительство, а частями. Банки, обращающиеся к правительству за помощью, должны будут передать часть своих акций государству, чтобы граждане могли поучаствовать не только в убытках, но и в возможных прибылях спасенных фирм. Кроме того, банкам придется согласиться с ограничениями на выплаты своим топ-менеджерам (как правило, контракт руководителей фирм оговаривает значительные выплаты даже в случае, если увольнение следует за провальным результатом).

Политический процесс, в ходе которого вырабатывается план спасения банковской системы США, приковывает к себе внимание всего мира по двум причинам. Во-первых, большинство финансовых систем мира, по существу, опираются на американскую систему в самом прямом смысле. Небольшие (относительно размеров американской экономики) потрясения этого года уже превратили в руины фондовые рынки развивающихся стран. Во-вторых, не только американцев пугает призрак Великой депрессии 1929–1932 гг. По правде говоря, американцев-то он должен пугать меньше других. В США никто не умер от голода, и марши демобилизованных военных на Вашингтон, при всем том впечатлении, которое они производили на американскую интеллигенцию, не привели к военным переворотам. Зато в Европе за мировым экономическим кризисом последовали военные перевороты, укрепление фашистских и коммунистических диктатур, голод, кровавые гражданские и межгосударственные войны. Вот и сейчас все следят за тем, как американские конгрессмены, озабоченные только тем, чтобы о них не подумали плохо в их избирательных округах, решают, возможно, судьбу мира.

Впрочем, и в самые серьезные моменты можно найти повод для улыбки. Маурин Доуд, одна из самых популярных и влиятельных обозревателей в США, написала в воскресной колонке в New York Times: «Кто бы мог подумать, что социализм в CША принесут не большевики в джинсах, а банкиры Уолл-стрит в туфлях от Гуччи». При всем уважении, Маурин, те, кто, как я, вырос в коммунистический период российской истории, прекрасно помнят, что при социализме джинсы, которые сейчас продаются на каждом углу, были достоянием немногих счастливцев. Когда на людях джинсы – это еще далеко не социализм...