Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 2239 от 17.11.2008 под заголовком: От редакции: Теория архитектуры

От редакции: Теория архитектуры

Декларация саммита «двадцатки» содержит конкретные, но не революционные меры по борьбе с финансовым кризисом. Бреттон-Вудс жив, а признаков победившего экономического социализма пока не много. Участники саммита продемонстрировали высокое единство в риторике, которое тем не менее не позволяет пока делать практические выводы.

Конкретные меры содержатся в приложении к декларации и направлены на укрепление прозрачности финансовых систем и продуктов и унификацию регулирования в разных странах. Национальные рейтинговые агентства и банковские регуляторы должны стремиться к единым стандартам, надзорные органы – придерживаться единых принципов, а международные банки – вести деятельность в разных странах по одним и тем же правилам. Странам предлагается стимулировать внутренний спрос налогово-бюджетными мерами.

Эти высокоприоритетные пожелания, не имеющие прямого действия, как-то должны быть учтены до 31 марта 2009 г. До 30 апреля пройдет второй саммит «двадцатки». Министры финансов «двадцатки» должны разработать план-график этих и других мер. В том или ином виде они предлагались и ранее. Каких-то революционных предложений по усилению роли государства в экономике не прозвучало. Более того, декларация зафиксировала приверженность «двадцатки» рыночным принципам.

Есть любопытный, но трудновыполнимый пункт о создании наднационального регулирующего органа, следящего за банками, чья деятельность вышла за рамки одной страны и ведется по всему миру. Сложно себе представить, чтобы такой орган имел достаточно полномочий и профессионализма в существующей системе отношений. Он, например, рано или поздно столкнулся бы с ситуацией, когда налогоплательщикам одних стран пришлось бы расплачиваться за ошибки правительств других стран.

Годовой мораторий на протекционистские меры, с которым согласились все участники саммита, – с одной стороны, довольно общее заявление, с другой – накладывает некие ограничения, прежде всего моральные. Никаких механизмов принуждения к соблюдению моратория нет. Но, конечно, страну, заподозренную в протекционизме, остальные участники «двадцатки» смогут публично осудить.

В этом смысле очень интересно, как будет действовать российское правительство.

Наш план борьбы с кризисом на протекционизме держится. В нем предусмотрено повышение таможенных пошлин на несколько десятков товарных позиций, в том числе запретительные пошлины на ввоз иностранных автомобилей старше пяти лет. Поставщики российских товаров получат ценовые преференции при госзакупках: их признают победителями, даже если товар дороже иностранного аналога на 5–25%. А сельхозпроизводители и экспортеры получат от государства щедрые субсидии.

Мечта о «новом Бреттон-Вудсе», который решит все проблемы, стала в последнее время самостоятельной фигурой речи в антикризисной риторике. В частности, российские лидеры активно продвигали тезис о необходимости «новой финансовой архитектуры». Саммит подтвердил необходимость реформирования основных институтов Бреттон-Вудса – Международного валютного фонда и Всемирного банка – и одновременно необходимость повышения их роли в борьбе с кризисом. Реформирование будет заключаться в увеличении представительства развивающихся стран в управлении МВФ и ВБ. А повышение роли – в увеличении фондирования и упрощении процедур оказания помощи бедствующим экономикам. Джордж Буш назвал МВФ и ВБ «очень важными институтами», а Дмитрий Медведев увидел «шаг» к новому Бреттон-Вудсу.

Сложно было ожидать от саммита прорывных решений. Единогласие «двадцатки», мораторий на протекционизм, принятие известных, не радикальных, но единых для всех мер по повышению прозрачности финансовых систем – позитивные результаты. Станут ли они серьезным сигналом для экономики? Тем более что ситуация на рынках меняется очень быстро, возможно, через два месяца потребуются совсем другие решения.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать