Владимир Путин

Как он это сказал, а? «Отключайте!» Выслушал доклад председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, понял из его слов, что у украинской власти есть возможность обеспечивать газом украинское, но такое не чужое нам, россиянам, население, – и со вздохом так, поморщась, словно от боли: «Отключайте!» Ну и правильно, раз не платят-то.

В ночь на воскресенье механизм, кажется, был создан, но многочисленные шероховатости остались.

Но это в начале нового года было, на Западе хорошо показывали по телевизору. А в субботу как председатель правительства России Владимир Путин говорил с Миреком Тополанеком, чешским премьер-министром, председательствующим в Европейском союзе! «Несмотря на то что евроструктуры и вы лично предпринимаете усилия для разрешения кризиса, украинская сторона его еще и усугубила, – чеканил он. – Надеюсь, что вам удастся убедить украинских партнеров в создании контрольного механизма прохождения газа».

Ситуация с поставками газа на Украину и дальше, в Европу, так или иначе, несомненно, разрешится, но любопытно то беспрецедентное участие, которое принял во вполне традиционной новогодней газовой войне «Газпрома» с транзитной страной сам Путин. Никто из его предшественников – ни осторожный Михаил Фрадков, ни пламенный Виктор Зубков – не созывал пресс-конференцию, чтобы уличать и разоблачать партнеров по газовому бизнесу. И их позиция выглядела логичной: в самом деле, недополучивший денег и обкраденный Украиной субъект международного права «Газпром» вполне мог обратиться в соответствующий проблеме суд и мало того что взыскал бы утраченное, так еще на весь свет продемонстрировал бы желание прозрачности и стремление к цивилизованным формам разрешения конфликтов.

Повышенное и даже истерическое внимание национального лидера к проблеме вроде бы чисто коммерческой не слишком понятно. Если не справляется, допустим, Миллер – чего его подменять собой, национальным лидером? – надо просто другого начальника туда поставить. Личные интересы? – страшно даже подумать. Что же, политика? Ревность объединителя, увидевшего в противозаконных действиях соседа повод?