Статья опубликована в № 2326 от 31.03.2009 под заголовком: От редакции: Гордость в меру

От редакции: Гордость в меру

По сравнению с жителями других государств россияне гораздо меньше идентифицируют себя со страной, регионом и городом (селом). А гордость за Россию в основном концентрируется на достижениях элиты – в то время как улучшения в повседневной жизни массовых слоев населения неочевидны.

Владимир Магун из Института социологии РАН проанализировал результаты международного исследования страновой идентичности (статья Владимира и Аси Магун опубликована ресурсом «Полит.ру»). Масштабное исследование проводилось в 2003–2004 гг. в 33 странах в рамках Международной программы ежегодных социальных опросов (ISSP).

В принципе, россияне родину любят. Если суммировать ответы «очень сильно» и «довольно сильно» на вопрос «Насколько вы чувствуете свою связь с городом, областью, Россией, континентом?», то окажется, что со страной сильно связаны 61% опрошенных, с городом/деревней – 63%, с регионом – 53%, с континентом – 9%. Любопытны сравнительные цифры. Оказывается, россияне на последних местах в списке 33 стран по всем четырем показателям. Идентификация с локальной общностью (городом/селом) у нас такая же низкая, как в Норвегии, Канаде и США, с регионом – такая же низкая, как в Финляндии и Дании, со страной – такая же низкая, как у арабов Израиля, а с континентом – такая же низкая, как у китайцев Тайваня.

Кризис социальных связей в последнее время подтверждался разными исследованиями. Например, Европейское социальное исследование 2008 г. показало, что в России самое низкое доверие ко всем политическим и общественным институтам (из 25 стран), россияне в числе аутсайдеров по частоте встреч с друзьями и родственниками, но в числе лидеров по стремлению к богатству и власти. Опросы внутри страны показывают низкий уровень доверия между людьми.

Это тем более странно, что в России традиционно низка трудовая мобильность населения – переезд из региона в регион значительно затруднен и на законодательном уровне (регистрация), и на экономическом (недвижимость). В последнее время, по сообщениям ФМС, в связи с кризисом мобильность росла, но во всяком случае в отношении 2003–2004 гг. (годы исследования в рамках ISSP) тезис верен. Получается, что человек всю жизнь живет в своем городе и слабо чувствует связь с ним. Как же так? Отчасти ответ обнаруживается в той части исследования, которая посвящена гордости за страну.

79% россиян очень или в какой-то мере гордятся тем, что являются гражданами России. По среднему показателю гордости за страну россияне делят 26–27-е место со швейцарцами – т. е. не последние. Меньше всего гордятся своей страной арабы Израиля и немцы. Большой плюс исследования ISSP в том, что респондентам задавались закрытые вопросы о гордости за различные стороны жизни. Тут вполне ожидаемо оказалось, что сильнее всего мы гордимся историей, достижениями в области литературы и искусства, в спорте, в науке и технике – условно все это можно назвать творческими достижениями элиты. Значительно меньше – армией, влиянием в мире, положением дел с демократией, экономикой, социальной справедливостью, системой соцзащиты. Эти стороны жизни страны требуют постоянной рутинной работы.

Факторный анализ детализированных переживаний гордости показал, что по интегральному индексу «общей гордости» за все аспекты жизни Россия находится на предпоследнем месте (меньше гордятся своей страной только латыши). То есть в целом мы страной гордимся, но по сумме частей – нет. В то же время индекс, отражающий разницу между гордостью за инновационные достижения элиты и гордостью за условия повседневной жизни, в России один из самых высоких – тут мы пятые после Болгарии, Словакии, Венгрии и Португалии.

Большинство россиян гордятся достижениями, к которым они причастны как зрители или болельщики, а не как активные участники, делают вывод авторы. Понятно, что в такой ситуации и идентификация со страной/регионом/городом будет низка. Эти выводы еще раз подтверждают ущербность попыток воспитания патриотизма с помощью одной лишь пропаганды. Патриот должен быть сыт, обут, одет и востребован. Хотя бы в среднем.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать