Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 2327 от 01.04.2009 под заголовком: От редакции: Соль и спички

От редакции: Соль и спички

Компания Ipsos ASI Russia провела вдогонку материнскому исследованию Ipsos исследование потребительского поведения россиян в период кризиса (последний мировой опрос проводился в ноябре 2008 г., нынешний российский – в феврале 2009 г.).

Как и остальные жители планеты, российские граждане сократили потребительские расходы – об этом говорят 73% опрошенных (72% в мире). При этом мы больше, чем другие, экономим на отдыхе и отпуске, роскоши, образовании, меньше – на электричестве, продуктах, бензине, одежде, развлечениях.

Изменились предпочтения. Россияне меньше ходят в рестораны, отдыхают и развлекаются, меньше покупают одежды, мяса, йогуртов и газированных напитков, шоколада, фруктов, салатов. Россияне покупают больше макарон, картофеля, хлеба, сахара, консервов. Переходят на более дешевые марки кофе, чая, молока, рыбы, яиц, косметики и стараются покупать их в более дешевых магазинах и на рынках.

В рейтинге беспокойств на первом месте традиционно рост цен на продукты и потребительские товары. Затем идут задержки зарплаты, ее снижение, отмена премий и бонусов, сокращение рабочей недели. В самом низу – трудности с кредитом, отпуск за свой счет, увольнение и обесценение сбережений. Такой выбор подтверждает известный тезис о том, что в России во время кризиса более популярны сокращение и задержка зарплаты, чем увольнение.

Интересно отношение к будущему: если в мире неспокойны за будущее 58%, то в России – 32%; 49% наших граждан считают, что страна на верном пути (28% – что на неверном). Несколько пессимистичнее данные других российских социологов: 41% и 39% – у «Левада-центра» (март); 18% – за «верный путь», 31% – против, 44% сомневающихся – у ВЦИОМ (февраль).

Специалисты Ipsos считают, что россияне более привычны к кризисам благодаря сложным 90-м, высокой инфляции и недостаточно высокой зарплате в 2000-х. Ipsos и ВЦИОМ находят довольно высокий процент «активистов» среди россиян (соответственно 35% и 45%) – людей с активной индивидуальной антикризисной стратегией, которых опыт предыдущих кризисов научил, что на государство надеяться не надо, каким бы верным ни был его путь.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать