От редакции: Самовоспитание

Круг участников и возможные итоги Второй конференции ООН по борьбе с расизмом вызывали вопросы еще накануне открытия. США, Италия, Канада и Германия отказались посылать свои делегации, Франция и Великобритания ограничились отправкой наблюдателей. Их негативные ожидания вполне оправдал президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, в своем выступлении назвавший Израиль «расистским режимом». Вряд ли это как-то повредит имиджу председательствующей на форуме России – другое дело, что у России достаточно своих внутренних проблем, связанных с расовой и этнической дискриминацией.

В Москве и других крупных российских городах нет национальных гетто, но раздаются призывы к их созданию. Число жертв националистов растет. В 2004 г. от их рук, по данным центра «Сова», погибли 50 и были ранены 218 человек, в 2006 г. было 66 убитых и 522 раненых, в 2008 г. – 97 и 428 соответственно. Эксперты считают, что рост вызван усилением активности правоохранительных органов в расследовании преступлений на национальной почве. Что не снимает главной проблемы. У государства нет единой политики в национальном вопросе. Одни чиновники и ведомства пишут программы воспитания толерантности и облегчают процедуры регистрации мигрантов. В это же время другие ставят знак равенства между мигрантами и заезжими преступниками, а третьи, пытаясь управлять националистическими настроениями, вручают молодежи перелицованные ксенофобские лозунги «Наши деньги – нашим людям» и бутафорские билеты для мигрантов.

Любая исправно функционирующая экономика привлекает мигрантов, готовых трудиться на местах, где не желают работать местные жители. Массовое появление чужих неизбежно вызывает напряженность. Важно, чтобы государство и общество не позволяли использовать различия во внешнем облике, культуре и обычаях между коренными и приезжими и пресекали деятельность погромных агитаторов. Необходимо долгое и терпеливое воспитание чувств. Надо взращивать у мигрантов уважение к законам и культуре новой родины – и терпимость местных жителей к особенностям уклада жизни иногда не очень долгожданных соседей.