От редакции: Делиться надо

Россия отчаянно борется за сохранение доминирующего положения на европейском рынке газа. Очередной ход сделан в минувшую пятницу: «Газпром» объявил об удвоении пропускной мощности газопровода «Южный поток» и подписал четыре соглашения с партнерами из Италии, Сербии, Греции и Болгарии (подробности читайте на стр. А2).

Проект транспортировки среднеазиатского газа в Европу «Южный поток» конкурирует с проектом Евросоюза Nabucco. Обе трубы рассчитаны на перекачивание одного и того же газа одним и тем же потребителям, но только немного разными маршрутами. Оба проекта уже несколько лет находятся на стадии разговоров и борьбы за симпатии стран-партнеров. В этом соревновании «Газпром» теперь вроде бы выигрывает. Проблема только в цене вопроса: даже до удвоения мощности «Южного потока» эксперты оценивали его стоимость в $28 млрд (если учитывать строительство Прикаспийского трубопровода, без которого трубу в Европу будет нечем заполнять).

Nabucco стоит вдвое дешевле. К тому же европейцы не первый месяц пытаются объяснить «Газпрому», что им не нужен «Южный поток»: они уменьшили свои планы по импорту газа и очень хотят диверсифицировать его источники. При этом у «Газпрома» нет ни ресурсов на строительство этой трубы (из-за кризиса у концерна падает выручка), ни надежных источников газа для ее заполнения (он обязан поставлять в Европу транзитом через Украину не менее 110 млрд куб. м в год, что с учетом Nord Stream и действующих газопроводов не оставляет газа для «Южного потока»). Получается, что «Газпром» готов потратить огромные деньги на заведомо убыточный проект только ради того, чтобы застолбить за собой место и политическое влияние.

В эту же логику укладываются и другие действия, которые Россия предприняла в последние несколько недель. Сначала премьер Владимир Путин отказался ехать на газовый саммит ЕС в Софию. Вместо этого 21 апреля на президентском сайте появился документ под названием «Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики». Главный посыл – производители газа должны иметь недискриминационный доступ к рынкам сбыта, в том числе через транзитные системы.

Спешка с публикацией этого документа стала понятна уже на следующий день: Европарламент 22 апреля одобрил во втором чтении «третий энергетический пакет». Его суть в том, чтобы во избежание искусственного взвинчивания цен на газ отделить добычу от транспортировки. При этом власти каждой из европейских стран могут отказать компании во входе на ее внутренний рынок, если она не отвечает этому требованию. Что ставит крест на планах «Газпрома» получить контроль над европейскими распределительными сетями и дойти до конечного потребителя.

По новым правилам потребители смогут сравнивать цены и заменять поставщика в течение трех недель, что означает постепенное сокращение доли долгосрочных контрактов и переход к своповым и биржевым сделкам. В результате на рынке появится множество мелких и средних игроков, обладающих мощностями по хранению газа и гибко реагирующих на изменение рыночной ситуации.

Ясно, что это неприятная новость для «Газпрома». Но, как и в случае с «Южным потоком», удивляет упорство, с которым концерн не замечает, что мир вокруг радикально изменился. И настойчивость, с которой российское руководство отстаивает интересы монополиста в ущерб интересам страны. «Газпром» по-прежнему сохраняет полную монополию не только на экспорт газа, но и на транзит чужого топлива. Все это объективно мешает России договариваться с Европой, которая стремится к диверсификации поставщиков, и рано или поздно приведет к потере доходов от газового экспорта.

Чтобы обеспечить себя гарантированными газовыми доходами, России нужно обеспечить выход отечественных компаний на конечные рынки газа в Европе. Но единственный путь, который для этого остается, – разделение «Газпрома» на добычу и транспортировку, а также равный доступ к газотранспортной системе для всех российских производителей газа.