Статья опубликована в № 2363 от 25.05.2009 под заголовком: От редакции: Придуманная жизнь

От редакции: Придуманная жизнь

Пафос борьбы против фальсификации истории у нас отлично сочетается с деятельной фальсификацией настоящего. Хрестоматийные потемкинские деревни устраиваются в любой местности, куда зачем-нибудь приезжает высшее руководство страны или где проводятся какие-нибудь статусные мероприятия. Недавний смешной случай – перед визитом президента в Киров на пути его проезда заасфальтировали железную дорогу (а после отъезда асфальт сняли). Губернатор потом оправдывался: это было требование ФСО.

Совсем не смешная привычка милиции фальсифицировать обвинения, чтобы обеспечить «законный» арест того или иного человека. Сейчас рунет обсуждает арест в Новосибирске художника Артема Лоскутова, у которого при обыске нашли 11 г марихуаны. Суд оставил его под стражей на основании свидетельств сотрудников «антиэкстремистского» центра ГУВД (Центр Э): телефон художника прослушивали две недели, обвиняют его и четырех друзей в организации массовых беспорядков. Вероятно, под беспорядками имеется в виду ежегодно проводимая и разрешенная мэрией «Монстрация» – участие в первомайском шествии с абсурдными лозунгами «Ыыыть!» или «Ну и че?». Подбросили ли Лоскутову наркотики, неизвестно, но похоже, что он интересовал милицию по другому поводу, а СМИ достаточно регулярно пишут о случаях подбрасывания милицией наркотиков или оружия с целью задержать человека.

Собственно экстремизм – тоже популярный объект фальсификации, поскольку уголовно наказуем и терминологически неконкретен. В апреле сотрудники СКП по Республике Дагестан передали в суд дело в отношении главного редактора газеты «Черновик» (писавшей в том числе о правонарушениях милиционеров) Надиры Исаевой, которая обвиняется в сговоре со своими корреспондентами для «возбуждения ненависти и вражды в отношении группы лиц по признакам национальности, а также разжигания ненависти и вражды в отношении сотрудников правоохранительных органов по их профессиональной принадлежности». То есть получается, что публичная критика действий милиции нарушает права этой социальной группы и является экстремизмом.

А выборы, на которых в отдельных регионах голосуют 108% избирателей и 103% из них – за одну партию? А заявления высших чиновников прошлой осенью о том, что у нас кризиса нет? Или о том, что девальвации не будет? А запрет слова «кризис» на государственных телеканалах? А гаишники, ставящие временные знаки на дороге с целью организовать массовое нарушение ПДД и тут же простить его за взятки? А липовые записи в медкартах больного в государственных поликлиниках, которые финансируются по количеству посещений? А статьи в научных журналах, написанные компьютером?

Коррупция, в которой, по данным министра юстиции Александра Коновалова, заинтересовано более 25% населения, – это тоже фальсификация, поскольку состоит в создании законного вида для незаконных, но хорошо действующих технологий.

Обобщенная причина фальсификаций – получение той или иной выгоды (деньги, безопасность, принадлежность к группе, признание коллег и начальников) в системе, затрудняющей законное получение выгоды. Перечисленные в скобках выгоды в принципе отражают четыре низших потребности человека в известной пирамиде Маслоу. Следом у Маслоу идут потребности познавательные, эстетические и высший уровень – потребность в самореализации.

Низшие потребности безразличны к методам их достижения – можно пойти на все, чтобы выжить. А что происходит с высшими приоритетами в системе, основанной на фальсификациях? Как сочетается привычка врать с мотивами достижения гармонии и развития личности? Ум человека изворотлив. А русский человек, как известно из классики, еще и очень «широк».

Наверное, тут надо говорить о нравственном воспитании человека, о способности преодолевать искушения. Конечно, далеко не все люди врут, дают или берут взятки. Но фальсифицированное государственное и общественное устройство так же системно сказывается и на нравственном воспитании. Остается надеяться на святых.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать