От редакции: Земляки не помогут

Спад экономики в некоторых государствах СНГ может оказаться более глубоким, чем ожидалось. Особенно рискуют страны, благосостояние которых строилось на экспорте рабочих рук в другие страны и притоке денег от трудовых мигрантов. По данным Всемирного банка (ВБ), в период с 2000 по 2008 г. годовая сумма денежных переводов выросла почти вчетверо – с $83,5 млрд до $327,6 млрд. Крупнейшими получателями переводов были Индия, Китай и Мексика. Однако в период кризиса приток денег по почте существенно снизится.

Всемирный банк прогнозирует: если падение экономики окажется неглубоким, то суммы переводов сократятся в 2009 г. до $304 млрд и в следующем году начнут расти. Если спад мировой экономики будет более длительным, то трудовые мигранты станут отправлять домой меньше $300 млрд в год.

Мигранты – самый гибкий сегмент рынка труда. Как правило, их роль велика в промышленности, строительстве, торговле, ресторанном и гостиничном бизнесе – отраслях наиболее чувствительных к изменениям конъюнктуры. Гастарбайтеров чаще увольняют в период кризиса. По данным доклада ОЭСР, безработица среди мигрантов выше, чем среди коренных жителей. Например, в феврале 2009 г. в США среди мигрантов безработица достигла 10,5% при среднем уровне 8,1%, в Испании в IV квартале 2008 г. безработица среди мигрантов была 20,3% – на 7,8% выше, чем среди местных.

За годы экономического подъема многие бывшие советские республики попали в зависимость от переводов мигрантов. По данным ВБ, Таджикистан возглавил список стран, ВВП которых формируется переводами из-за границы, – 45,5% в 2007 г. В десятку вошли также Киргизия и Молдавия. В 2008 г. трудовые мигранты, по данным Центробанка РФ (ЦБ), перевели в Таджикистан более $2,5 млрд – 50% ВВП. Вклад киргизских гастарбайтеров в экономику родины достиг $1,2 млрд (23,5% ВВП), молдавских – $1,1 млрд (21%).

Экономический спад в России ударил прежде всего по строительству, промышленности и транспорту, где традиционно было много рабочих мест для гастарбайтеров из бывших советских республик. Увольнения заставили многих гастарбайтеров вернуться домой, другие проиграли в зарплате. В IV квартале 2008 г., по данным ЦБ, заработки мигрантов упали на $1,5 млрд – снижение на 37,5% по сравнению со средним заработком за квартал.

Сократилось и число новых предложений на российском рынке труда. По данным Федеральной миграционной службы, с начала 2009 г. на заработки в Россию приехало около 670 000 человек при квоте в 4 млн. В итоге объем переводов, отправленных гастарбайтерами своим родственникам в страны СНГ, резко снизился. По данным ЦБ, переводы в Узбекистан в I квартале 2009 г. по сравнению с III кварталом 2008 г. сократились вчетверо с $1,2 млрд до $295 млн, в Таджикистан – более чем втрое ($925 млн и $278 млн), в Молдавию – почти в три раза, в Киргизию – в 2,6 раза. Более существенное, чем спад в промышленности и сельском хозяйстве, сокращение переводов может спровоцировать углубление кризиса в этих странах.

Правда, ВБ отмечает и положительные тенденции. Ослабление национальных валют и удешевление активов побуждают бывших гастарабайтеров активнее инвестировать свои накопления дома. Такие процессы, по данным ВБ, отмечаются не только в Южной Азии, но и в Таджикистане и Молдавии. Вопрос в том, сможет ли Россия вернуть мигрантов, когда они понадобятся растущей экономике. Проблема еще и в том, что российские власти не выработали единую политику по отношению к мигрантам. Когда одни чиновники и ведомства пишут программы воспитания толерантности и облегчают процедуры регистрации мигрантов, другие ставят знак равенства между мигрантами и заезжими преступниками, а третьи, пытаясь сыграть на ксенофобских настроениях, вручают молодежи перелицованные лозунги националистов «Наши деньги – нашим людям» и бутафорские билеты для мигрантов.