Сохранение рейтинга все больше заботит власть

Опубликованные Минфином на прошлой неделе «Основные направления бюджетной политики на 2010–2012 гг.» наглядно демонстрируют, что в ближайшие три года российская власть будет озабочена лишь одной проблемой – как перед выборами сохранить социальную стабильность и свой электоральный рейтинг. А за последние 10 лет лишь одна социальная группа в России показала, что она готова встать на защиту своих интересов. Этой группой являются российские пенсионеры. И чтобы удержать ее от активных выступлений, власть готова пойти на многое.

Сразу после массовых протестных выступлений пенсионеров зимой 2005 г. (которые, кстати, протестовали не против низкого уровня жизни, а против бездарно реализованной идеи монетизации льгот) правительство начало процесс опережающего повышения пенсий (и по отношению к инфляции, и по отношению к общему росту доходов населения). В результате с 2005 по 2007 г. средний размер трудовой пенсии вырос в 1,76 раза, за 2008–2009 гг. – еще на 78%, а на 2010 г. намечено очередное повышение пенсий на 45%. Спору нет – пенсионеры в России живут плохо и повышение уровня и качества их жизни должно находиться в кругу важнейших проблем властей. Но это далеко не единственная проблема российской экономики, и, безусловно, нельзя бросать решение всех остальных проблем ради улучшения жизни пенсионеров. Ведь если, например, пенсии повысить, а зарплату врачам понизить или перестать закупать лекарства в больницы, ремонтировать дома престарелых, разве от этого жизнь пенсионеров реально улучшится?

Проблема повышения уровня жизни пенсионеров не должна сводиться исключительно к повышению пенсий. Тем более что это все больше разбалансирует бюджет пенсионной системы. Бюджетная стратегия Минфина показывает, чем стране предлагается пожертвовать ради того, чтобы выполнить данное еще в тучный период обещание об очередном повышении пенсий.

Первыми за повышение пенсий заплатят бюджетники. Все обратили внимание, что в следующем году правительство не планирует повышать зарплаты федеральных бюджетников (включая военнослужащих). Но гораздо более тревожно, что Минфин не планирует это и в последующие два года. Если предположить, что при 12%-ной инфляции справедливым было бы 10%-ное повышение оплаты труда в бюджетной сфере, то на этом правительство намерено сэкономить (с учетом налогов) на федеральном уровне примерно 180 млрд руб. Но из федерального бюджета финансируется чуть меньше половины зарплат в бюджетной сфере, остальное финансируют регионы. Учитывая, что большинство региональных бюджетов получают разного рода дотации, субсидии, трансферты из федерального бюджета, можно не сомневаться, что федеральные чиновники не допустят повышения заработных плат на уровне регионов.

Но это не все. Сокращены до нуля расходы на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего назначения (чуть меньше 19 млрд руб. в этом году). На 33 млрд руб. сократятся в 2010 г. закупки оборудования для бюджетных учреждений, а еще на 37 млрд руб. сократятся расходы на ремонт зданий и сооружений, содержание которых лежит на федеральном бюджете. На 117 млрд руб. будут сокращены расходы на инвестиции (федеральные целевые программы), на 75 млрд руб. – поддержка региональных бюджетов.

Я готов согласиться с тем, что, возможно, в следующем году все общество должно проявить солидарность с пенсионерами и все должны пожертвовать чем-то. Но ведь проблемы пенсионной системы не исчерпываются одним годом. Самое тяжелое для бюджета то, что пенсионные расходы относятся к несокращаемым. Приняв один раз решение о повышении пенсий, власть не может на следующий год отказаться от этого повышения в отличие, например, от инвестиций или закупок оборудования. А это значит, что в последующие годы вопрос о сбалансированности доходов и расходов пенсионной системы не станет менее острым. Иллюзии, которые питают сегодня чиновники, что простое повышение с 2011 г. налогов на оплату труда с 26% до 34% позволит «закрыть тему», очень скоро продемонстрируют свою необоснованность. В лучшем случае существенная часть малого и интеллектуального бизнеса (с высокой долей зарплаты в издержках) уйдет в тень, в худшем случае – закроется или эмигрирует. Как, например, собирается эмигрировать на Украину бизнес по разработке программного обеспечения, где зарплата программистов не облагается у компании никакими налогами вообще, где специалисту нужно лишь купить себе патент за $20 в год и работать по контракту с компанией.

Идея социальной солидарности могла бы найти отклик в моей душе. Но при условии, что правительство не тратило бы сотни миллиардов рублей на сокрытие убытков бездарно управляемых государственных и частных банков; если бы премьер «с барского плеча» не принимал решение о закупке никому не нужных сегодня алмазов на $1 млрд (выплата полной заработной платы работникам компании «Алроса» обошлась бы существенно дешевле); если бы правительство проявило жесткость и потребовало от олигархов возврата в срок тех $10 млрд, которые они получили в конце прошлого года; если бы в конце концов МВД приняло решение об отмене одиозного конкурса на поставку позолоченных кроватей для своего дома приемов, сочтя это излишним в условиях кризиса.

Но, к сожалению, я не сомневаюсь, что любой бюджет пройдет на ура через нынешний парламент, ведь многие депутаты уже начали задумываться о проблеме перевыборов, а это в условиях суверенной демократии явно не способствует проявлению гражданской позиции. Я не сомневаюсь, что президент подпишет соответствующий закон. Ведь чтобы противостоять этой ситуации, потребовать реального изменения бюджетных приоритетов, выйти к пенсионерам и объяснить им, почему нужно растянуть обещанное повышение пенсий на несколько лет, нужна неимоверная политическая воля.

Вместе с тем я не сомневаюсь, что принятые решения о конструкции бюджета-2010 закладывают мины замедленного действия под всю бюджетную конструкцию на многие годы вперед и разгребать завалы рано или поздно придется. А пока всем нам предложено заплатить за поддержание рейтинга.