"Альфа групп" и Telenor придется научиться сотрудничать

Акционеры «Вымпелкома» – «Альфа-групп» и норвежская Telenor враждовали пять лет, а теперь объявили о перемирии. Мы, журналисты, ожидали этого весь последний год и все надеялись опередить друг друга, написать о соглашении первыми. Не вышло: акционерам удалось сохранить условия соглашения в тайне вплоть до выхода пресс-релиза. В итоге выяснилось, что речь идет об объединении управления двумя крупнейшими активами «Альфы» и Telenor – «Вымпелкома» и «Киевстара» – в рамках новой компании Vimpelcom Ltd., которая уже зарегистрирована на Бермудских островах и станет прямым владельцем обоих операторов.

Идея объединения «Вымпелкома», занимающего всего 3,9% украинского рынка сотовой связи (по числу абонентов), с лидером этого рынка – «Киевстаром» витала в воздухе все эти годы, благо акционеры у обеих компаний одни и те же. Но камнем преткновения стали условия объединения, ведь «Киевстар» норвежцы контролировали, а более крупный «Вымпелком» – нет и расставаться с контролем в объединенной компании им совсем не улыбалось. В 2006 г. «Вымпелком» предлагал выкупить «Киевстар» у акционеров за $5 млрд, но те увязли в дискуссиях, и в итоге оператор отозвал оферту.

Если бы «Вымпелком» все-таки приобрел «Киевстар», судить об эффекте сделки было бы легче. Даже не присоединяя украинскую компанию, «Вымпелком» все равно управлял бы ею напрямую и мог бы, например, объединить бренды, закупки, продавать на Украине мобильную связь вместе с фиксированной (эта услуга есть у нынешней украинской «дочки» «Вымпелкома») и т. д. Именно так «Вымпелком» сотрудничает с операторами фиксированной связи Golden Telecom и «Корбина телеком», которых приобрел в начале 2008 г. И сейчас даже конкуренты признают: позиции «Вымпелкома» в сегменте услуг для корпоративных абонентов укрепились.

Объединение «Вымпелкома» с «Киевстаром» под крылом Vimpelcom Ltd. даст примерно тот же эффект, какой могла бы дать прямая покупка «Киевстара» «Вымпелкомом», утверждают менеджеры российского оператора, Telenor и «Альфы». Разве что система управления компаниями станет сложнее – все основные решения будут приниматься уже на уровне холдинговой компании. Зато есть шанс, что ее акционеры больше не станут ссориться.