Минприроды правильно делает, что зовет иностранцев в российские недра

В один и тот же день «Лукойл» объявил о снижении инвестиций в разведку и добычу на ближайшие 10 лет, а глава Минприроды Юрий Трутнев – о снижении интереса к российским недрам со стороны иностранных инвесторов.

«Лукойл» снижает капитальные затраты и начинает копить деньги, что эксперты считают верной стратегией в условиях кризиса. Трутнев сказал, что в 2009 г. геологоразведочные работы, как и финансирование их со стороны недропользователей, сократятся на 10% по сравнению с 2008 г. В то же время интерес иностранных компаний к работе в России упал.

Кроме собственно кризиса, проявляющегося в дефиците средств как у российских недропользователей, так и у иностранцев, желающих попользоваться, на ситуацию влияет и изменение (пусть пока чисто идеологическое) глобального тренда в потреблении ресурсов. В связи с кризисом упал спрос – упала цена на нефть и газ – инвестировать в их добычу стало менее выгодно. При этом усилилось организованное движение потребителей в сторону альтернативных источников энергии, главными тезисами такого движения стали забота об экологии (снижение вредных выбросов в атмосферу) и снижение зависимости от плохо предсказуемых поставщиков вроде России. Можно спорить об объективности аргументов, но нельзя не замечать, что процесс идет. В результате прогноз спроса и цен на ресурсы становится все менее определенным, и бизнес (например, «Лукойл» или иностранцы) занимает выжидательную позицию.

МПР предлагает либерализовать доступ иностранцев к российским месторождениям и усилить роль государства в геологоразведке, создав новую госкорпорацию «Росгеология» и финансируя ее работу. Либерализация была бы полезна – прежде всего для российских потребителей дорогого газа «Газпрома». К тому же работа, например, на месторождениях шельфа, ныне отдаваемых либо «Роснефти», либо «Газпрому» без возможности дальнейшего влияния на них со стороны Минприроды, могла бы быть ускорена. А вот государственная геологоразведка – шаг сомнительный как раз в рамках глобального сокращения спроса. На данный момент, по оценке BP, при сохранении размеров потребления и экспорта разведанными запасами газа, например, Россия обеспечена на 72 года. Нефти – на 21,8 года.