Три отставных дипломата создадут принципиально новую безопасность для Европы

Двадцать лет назад, с падением Берлинской стены, возникли большие надежды, что разделительные линии времен холодной войны исчезнут и наступит новая эпоха мира и безопасности, в основе которой будет то, что Михаил Горбачев назвал «общим европейским домом», а Джордж Буш-старший – «единой и свободной Европой».

В последующие годы этого так и не произошло, но надежда на реализацию этой мечты сохранилась. В этом месяце мы, три сопредседателя, объявляем о создании новой международной комиссии с целью разработки концептуальных параметров инклюзивной трансатлантической системы безопасности на ХХI в. – Евро-Атлантической инициативы в области безопасности, задуманной и сформированной Фондом Карнеги за международный мир.

Если ключевыми вопросами безопасности не заниматься, то напряженность между Россией и Западом, затрагивающая самую суть отношений между ними, будет сохраняться – с риском постоянного возрастания в будущем. Неопределенности, связанные с незавершенной повесткой дня в области европейской безопасности, которые были особенно ярко высвечены в ходе событий последних двух лет, не только оставляют значительные части Европы в состоянии, когда последние не имеют безопасности и способны создать проблемы для всех остальных, но также существенно осложняют и решение других наиболее злободневных проблем. Будут существенно меньшими успехи в области контроля над ядерными вооружениями, не говоря уже об уничтожении ядерного оружия, если Россия или ведущие страны – члены НАТО будут недовольны имеющимся состоянием дел в этом важнейшем регионе. Прогресс в осуществлении мер по борьбе с последствиями изменения климата будет затруднен, если только страны, участие которых наиболее важно для их реализации, не будут иметь значительную заинтересованность в совместной работе. Сотрудничество в разрешении конфликтов в горячих точках планеты имеет мало перспектив, если в неспокойных районах самой Европы не возобладает стремление к сотрудничеству.

Чтобы взглянуть свежим взглядом на эти проблемы и попытаться сформировать прочную взаимоприемлемую основу, комиссия проанализирует весь комплекс вызовов в области безопасности, с которыми сталкиваются наши страны, изучит возможности существующих институтов и выработает рекомендации, какие шаги следует осуществить, чтобы занимаемую множеством стран обширную территорию от Атлантики до Урала превратить в действительно общее пространство безопасности. Нашей целью является содружество наций, где все в значительной степени согласны относительно имеющихся угроз в области безопасности, разделяют убежденность, что для противодействия этим угрозам необходимо сотрудничество, и всерьез работают, чтобы преодолеть препятствия на пути к сотрудничеству.

Мы знаем, что достичь этого будет непросто. Стоящие перед нашими странами проблемы безопасности многообразны и сложны, как значительны и существующие между нами различия в понимании этих проблем и выборе путей их решения. Тяжелым грузом давят накопившиеся разочарования, устойчивые подозрения и наносящие ущерб отношениям ложные представления. Но неправильно было бы утратить перспективу. Поэтому, не теряя отчетливого представления о реальном положении дел в Европе, мы намерены подойти к задаче, рассматривая проблему безопасности в более широком плане: как категорию, охватывающую не только те проблемы, которые традиционно воспринимаются национальным сознанием в качестве угрозы, но также и новые источники обеспокоенности, такие как проблемы энергетической безопасности и защиты окружающей среды. Одной из ключевых задач комиссии будет определить, как новые и давно существующие угрозы соотносятся между собой и как действовать, чтобы одновременно преодолевать и те и другие.

В качестве отправной точки, как мы хорошо понимаем, нам предстоит ответить на трудные и до сих пор остающиеся нерешенными актуальные вопросы: каков путь к достижению большей безопасности для стран, находящихся за рамками европейских институтов по обеспечению безопасности? Как можно добиться улучшения и более конструктивного развития межгосударственных отношений, характеризующихся напряженностью, как, например, между Россией и Грузией? Из каких компонентов должна была бы состоять более всеобъемлющая европейская архитектура безопасности? И как можно усилить существующую институциональную архитектуру Европы, включая НАТО и ОБСЕ, чтобы более эффективно справляться с непосредственными угрозами, включая ядерное распространение, терроризм, конфликт вокруг ресурсов, международную торговлю наркотиками, дублирующие друг друга проекты по строительству трубопроводов, плачевное состояние контроля над обычными вооружениями?

Мы не претендуем на то, что сможем ответить на все эти вопросы, и поэтому тем более стремимся к сотрудничеству с теми, кто тоже готов заниматься этой важной повесткой дня. Мы также не исходим из предположения, что улучшение ситуации в области безопасности в Европе должно основываться на кардинальном перестраивании существующих институтов, включая Европейский союз и НАТО. Но мы убеждены, что мы все выиграем, если страны смогут найти возможность укрепить традиционный формат сотрудничества в области безопасности за счет дополнительной опоры на единое экономическое пространство, где свободно перемещались бы товары, включая нефть и газ, и услуги, трудовые ресурсы и капитал.