Администрация Медведева осмелилась возразить правительству Путина

«Выражаясь суконным, административным языком, есть основания полагать, что закон в таком виде и будет принят». Владимир Путин, председатель правительства России

Так в среду Путин ответил на обещание председателя Совета Федерации Сергея Миронова принять многострадальный закон о торговле. Миронов говорил так: «Может быть, слишком много, но не могу не сказать. Владимир Владимирович, завтра в Государственной думе во втором чтении рассматривается долгожданный закон, который по-простому называют «закон о торговле». Хотел бы высказать позицию нашей палаты: мы поддерживаем Вашу позицию <...> Потому что мы должны все-таки навести порядок <...> Просто хотел бы воспользоваться случаем, сказать, что позиция Совета Федерации заключается именно в поддержке Вашего решения <...>» (орфографию сохраняю). Можно было и покороче сказать: «Наша позиция, Владимир Владимирович, – это ваша позиция, потому что другой и быть-то не может».

Тут интересен не сам закон о торговле, который Госдума, разумеется, в среду же и приняла. Бог с ним: уже не только сетевые торговцы, которых он вроде бы должен поразить в правах, но и многие крупные поставщики, ради которых он вроде бы задумывался, не рады этому закону. Уже даже появилась конспирологическая версия, что закон пролоббировали представители региональных бизнес-элит, которым одинаково невыгодно появление на их местечковых рынках что федеральных поставщиков, что сетей: цену сбивают. Бог с ним, с законом: не работают в России законы, которые не по понятиям, и этот работать не будет.

Интересна история принятия закона: это, кажется, первый случай, когда администрация президента Медведева осмелилась открыто возразить правительству Путина. Обычно они в публичной плоскости не пересекаются: Путин молчит про модернизацию, а Медведев – про все остальное. А тут администрация прислала отзыв: закон вредный, принимать не надо. Позиция правительства была известна: закон полезный, принять срочно – даже Путин из-за него лично заехал в магазин, если кто помнит.

Таким образом, вопрос вышел на политический уровень. Случись администрации настоять на своем, это могло бы сбить кое-кого с толку: кто же теперь главный? Какие-нибудь нестойкие представители бизнеса могли бы даже подумать, что теперь достаточно договориться только с Кремлем, а в Белый дом уже идти необязательно.

Поскольку в Думе правит «Единая Россия», разделяющая позицию своего лидера, один из вариантов развития событий состоял в том, что Дума примет закон в трех чтениях, а потом Совет Федерации по просьбе президента его отклонит (как недавно с повышением транспортного налога было). И вот тут появился на сцене Миронов со своим «не могу не сказать». И политический вопрос снялся с повестки дня.