В России на долю в природной ренте претендует 94,5 млн человек

С мечтами о модернизации входим мы в новый год. Модернизация, как мы выяснили, – это не просто обновление железок, но и сдвиги в нашей социальной структуре. И потенциал для этих сдвигов довольно большой. Достаточно посмотреть на трудовую карту России.

Известно, что модернизация должна помимо прочего снизить зависимость от сырьевого сектора. Вопрос в том, кто будет этим снижением заниматься. Порядка половины бюджетных доходов обеспечивает нефтегазовый комплекс. А во всем сегменте добычи полезных ископаемых занято чуть более 1 млн человек. Конечно, есть их перевозка, переработка, производство труб и оборудования. Есть, к счастью, и несырьевой кусочек экономики. Но все же клуб любителей ренты слишком велик.

Прекрасно понимаю, что всех получателей ренты нельзя равнять под одну гребенку. Но все равно цифры по «рентовикам» выглядят слишком красноречиво. Пословица про одного с сошкой и семерых с ложкой сейчас очень актуальна.

Начнем с двух «ложек», к которым наименьшее число претензий. У нас 39,5 млн пенсионеров. А детей до 14 лет включительно по итогам 2008 г. было 20,6 млн человек. Тут мы заодно видим и грядущие проблемы нашей пенсионной системы, когда армия пенсионеров будет расти, а естественный прирост населения будет слишком скудным.

Далее – образовательная «армия». Вроде бы образование – залог успеха модернизации, и в стране одних студентов только 7,5 млн человек. Но ведь их число выросло за 15 лет почти на 5 млн человек. Ясно, что произошел противоестественный переход качества в количество. В сфере образования при этом работает 8,7 млн человек. Хотя учителей в общеобразовательных заведениях всего 1,4 млн, преподавателей в учреждениях среднего профобразования – 146 000, а в вузах – 0,4 млн.

Следующая группа – чиновники. Количество работников органов госвласти и местного самоуправления – 1,67 млн человек. Про их эффективность написано слишком много, чтобы повторяться.

Далее – силовые структуры. Владимир Путин недавно назвал цифру сотрудников органов правопорядка в 1,4 млн человек, еще 1,2 млн дают Вооруженные силы. Нужно добавить и прочих силовиков, хотя с подсчетом их численности возникают проблемы. Данные Росстата здесь не бьются. В эту же категорию добавим и некоторые «подшефные» силовые структуры – 0,877 млн заключенных, что, в принципе, также составляет целую армию.

Вернемся к социальным услугам. Здравоохранение дает 4,6 млн человек, коммунальные, социальные и персональные услуги – еще 2,5 млн человек. Опять же, не хочу никого обижать, но среди них врачей лишь около 700 000, среднего медперсонала – еще 1,5 млн.

Ну и финальная «ложка» – безработные. Подсчеты со скрытой безработицей дают цифру в 5,8 млн человек. Хотя только на официальных порталах есть примерно 1 млн вакансий. Так что, глядя на количество любителей ренты, можно прогнозировать, что легким новый год не будет.