Миллиардные трансферты на Кавказ не достигают цели

Поездка Владимира Путина в Ставропольский край дала богатую пищу для размышлений. Беседа премьера с Александром Хлопониным и министрами выглядела демонстрацией влияния премьер-министра в государственных делах в целом и решении проблем Северного Кавказа в частности. Детальные, по пунктам, указания первоочередных задач в прямом эфире подчеркивали: Хлопонин – не только и не столько наместник президента, сколько заместитель председателя правительства. Однако план действий для полпреда и вице-премьера любопытен и описанием современной ситуации в регионе, которая отражает итоги прошедшего десятилетия кавказской политики Кремля.

Требование разработать стратегический план развития округа – это признание того, что Москва и ее полпреды за прошедшие 10 лет не имели и не имеют долгосрочной стратегии действий в регионе, где решение экономических проблем осложняется межнациональными и межклановыми противоречиями. Подтверждение участия «федеральных чиновников в межклановых и бизнес-разборках» и призыв «навести порядок во власти» отражают провал политики «деньги в обмен на лояльность». Она привела к обогащению местной бюрократии за счет помощи государства. Только фонд финансовой поддержки регионов выделил Южному округу 95,4 млрд руб. в 2008 г., 108,5 млрд – в 2009 г., еще 116 млрд запланировано на 2010 г. Федеральные трансферты растворились, не достигнув цели – повысить благосостояние большинства жителей региона. Бедность и отсутствие перспектив повышения благосостояния и статуса за счет официальных каналов толкает их на участие в радикальных движениях и незаконной экономической деятельности. Наконец, симптоматичен призыв к местным властям и силовикам «сделать все для обеспечения нормальной работы и жизнедеятельности правозащитных организаций, которые работают в рамках действующего в России законодательства и помогают людям». Премьер отказался от восприятия правозащитников как «шакалящих у посольств» и понял, что многие россияне вынуждены обращаться к ним за помощью.

Но разговор в Ставрополе оставил много загадок. Решить проблемы Северо-Кавказского округа Александру Хлопонину будет куда труднее, чем аналогичные в Красноярском крае.

Из-за непубличной процедуры назначения и отсутствия четкого регламента обязанностей и полномочий нового суперполпреда трудно понять, насколько Хлопонин сможет регулировать финансовые потоки из Москвы в республики. Один из прежних полпредов, Дмитрий Козак, не смог добиться контроля над финансами национальных республик. Не ясно, насколько буквально Хлопонин должен воспринимать слова премьера о возможности принимать «кадровые решения в отношении руководителей и сотрудников территориальных органов федеральных структур, допускающих нарушения в своей деятельности». Рамзан Кадыров и Эдуард Кокойты сохранят эксклюзивные отношения с Кремлем и Белым домом. Однако ни президент, ни премьер пока не уточнили, каков ранг бюрократов, которых может отстранять и назначать полпред. Как показывает недавняя история с Владимиром Радченко, который был назначен в 2009 г. Москвой начальником управления Федеральной налоговой службы в Дагестане, а затем был вынужден покинуть республику после похищения и угроз, поставить на должность эффективных чиновников, не связанных с местными кланами, будет непросто. Вопрос в том, насколько Хлопонин сможет соблюдать в кадровой политике и реализации промышленных и инфраструктурных проектов баланс между экономическими и социальными целями и интересами местных официальных и неформальных элит. Их упорное сопротивление и лоббистские возможности в столице парализовали инициативы одного из прежних полпредов, Дмитрия Козака. Их финансовые ресурсы и лоббистские возможности могут возрасти, если власти реализуют инициативу об организации особых экономических зон.