Наше «мы»: Слово-памятник

В минувшем году не стало Егора Гайдара. Его смерть, как сообщал «Левада-центр», вызвала печаль и сожаление у 40% россиян. Сильнее прочих потерю ощутили образованные люди, специалисты, руководители. Как все знают, и самого Гайдара, и его реформы проклинали очень многие. Вот и сообщение о его смерти 6% пенсионеров встретили с «удовлетворением», а еще 9% со «смешанными чувствами». Российский бизнес-класс – не гайдаровским ли реформам он обязан своим возникновением? – реже остальных выражал скорбь (37%), в основном траурная весть у него «не вызвала никаких чувств» (41%).

На фоне общеизвестных мнений о том, как Гайдар с Чубайсом ограбили народ, вызывают интерес альтернативные соображения. Например, о том, что состоявшееся в конце концов повышение жизненного уровня широких слоев населения стало возможно не благодаря нефтяным доходам как таковым. Нефтяные доходы и налоги с них, согласно этим воззрениям, смогли быть усвоены российской экономикой в той мере, в какой она приобрела рыночный характер. А это произошло в результате усилий гайдаровского правительства. Благодаря им поступившие в страну нефтяные деньги смогли через сложившуюся новую сферу услуг, сферу среднего и малого бизнеса быть перераспределены от самых богатых к менее богатым и далее вниз по лестнице доходов. Не было бы этих капиллярных каналов рынка, деньги в еще большем количестве, чем было, ушли бы в другие страны.

На фоне мнения 48% населения о том, что «реформы, которые идут начиная с 1992 г.» принесли стране «больше вреда», при 27% затруднившихся ответить вызывает интерес мнение 23% россиян, решивших, что эти реформы принесли «больше пользы». Среди высокообразованных людей этот ответ главный – 40%. Среди бизнесменов его дают 48% (опомнились!). Существенно, что внутри образованного сословия большинство (41%) себя лично называют скорее проигравшими в результате реформ, но все равно считают их полезными для страны. Даже среди людей бизнеса доля поддерживающих эти реформы выше, чем доля лично выигравших от них.

Среди тех, кому нет 40, большинство согласны, что гайдаровские реформы «были болезненны, но необходимы», оказали «безусловно положительное влияние на экономику России». Особо ценно, что необходимость и пользу проведенных его правительством реформ признают 27% даже среди «ограбленных» им пенсионеров.

Не раз приходилось слышать, что слово «реформы» среди россиян безнадежно скомпрометировано. Одни винят в этом Гайдара, другие тех, кто извратил его начинания. Наши данные показывают, что неприятия самой идеи реформ сегодня нет. За их продолжение (правда, при укреплении роли государства и обеспечении социальной защиты населения) стоит более 50% населения. За реформы в собственно гайдаровском духе, т. е. с сокращением роли государства, за доведение их до конца – еще 23%. Так что три четверти российского народа – за реформы. Это их памятник Егору Тимуровичу Гайдару.