Путин закончил войну Минфина и Минэкономразвития

 

Сегодня в своей речи перед парламентом премьер Владимир Путин сообщил о запуске грандиозной бюджетной реформы. В ближайшее время, правительство рассмотрит программу повышения эффективности бюджетных расходов, пообещал он. "За те же или даже меньшие деньги нам нужно научиться добиваться больших результатов", – объяснил он. Уже в 2011 г. начнется большая реформа бюджета и всего государственного управления, сказал он.

Этими своими словами Путин закрыл большой межведомственный конфликт. Минфин - разработчик программы – несколько месяцев не мог согласовать ее с Минэкономразвития - нынешним куратором федеральных целевых программ (ФЦП). Программа внесена в правительство несогласованной, даже несмотря на то, что уже была рассмотрена Путиным на специальном совещании.

Дело в том, что внедрение программы кардинально изменит не только бюджет, его классификацию, но всю систему финансирования госфинансов и прохождения денег, меняет систему ответственности ведомств.

В правительстве эту программу так и называют "революцией Кудрина".

Кудрин и не скрывает, что одна из важных задач - это упорядочить бюджетные расходы, прекратить двойное финансирование одних и тех же расходов. Фактически, эта программу можно по масштабу сопоставить с монетизацией налоговых льгот, когда единовременно правительство избавилось от обязательств бюджета. Тогда это вызвало волну социальных волнений - все категории льготников вышли на улицы.

Теперь Кудрин взялся за расходы совершенно иной категории участников бюджетного процесса - органов государственной власти. В идеале, они будут получать меньше денег, больше за эти деньги делать и отвечать за их распределение. Министерства и ведомства, конечно, на улицу с забастовками не выйдут, они протестуют на красных ковровых дорожках Белого дома.

Как это ни парадоксально, главным протестующим оказалось ведомство Эльвиры Набиуллиной, которое собственно и должно заниматься экономическими реформами. В этом случае, Минэкономразвития поддержать реформу мешал ведомственный интерес - контроль за ФЦП. Минэкономразвития вместо того, чтобы предлагать и улучшать реформу повышения эффективности бюджетных расходов, просто отказалась ее согласовывать. Набиуллина, которая в свое время возглавляла Центр стратегических разработок и работала над нацпроектами Дмитриева Медведева, в этот раз оказалась не в роли реформатора, заботящегося об экономическом развитии, а в роли чиновника, ухватившего свой чиновничий ресурс. "Кудрин написал реформу как бухгалтер, а надо, чтобы она была подготовлена экономистом", - говорил о главной претензии к министру финансов чиновник министерства экономического развития. Но он же и признал, что четкого своего, экономического, видения у ведомства Набиуллиной нет.

"Если бы Набиуллина не была министром, она бы первой двигала реформу", – оправдывал ее один чиновник Белого дома. Получается, что чиновник вообще может улучшать только те сферы, которые его или его ведомства не касаются. Даже если он хороший экономист и рационально мыслящий человек. И пример Эльвиры Набиуллиной тому подтверждение.

"Надеюсь, что министерство экономического развития все-таки больше будет заботиться об экономическом развитии, а не ведомственных интересах и примет активное участие в проработке этой программы", - бросил на лету на мой вопрос, как дальше будут двигаться дела, сотрудник Минфина. Собственно, после сегодняшних слов Путина, у этого министерства другого выбора нет.

Евгения Письменная, обозреватель газеты "Ведомости"