Зачем Медведеву поиск саботажников

На совещании у президента руководитель его контрольного управления Константин Чуйченко отрапортовал, что в срок исполняется каждое пятое поручение Дмитрия Медведева. И нашел в этом даже положительную сторону, потому что раньше чиновники вовремя исполняли лишь каждое шестое. Таким образом, их исполнительность выросла на 68%, не без гордости отметил чиновник. Но президента такая статистика все же не вдохновила, и он попросил правительство представить список нерадивых бюрократов. И чтобы против каждой фамилии в нем стояла мера наказания – вплоть до увольнения.

Некоторые трактуют этот разговор Медведева и Чуйченко как сигнал об атаке (предвыборной) на правительство. Или как свидетельство растущей трещины между Белым домом и Кремлем. Или как демонстрацию низкого авторитета президента: правительственные чиновники, по сути, игнорируют большую часть его инициатив.

Но если трещина и есть, то демонстрировать ее публике нет никакого смысла. Если он и «пинает» правительство – то постоянно, а не к выборам. Если и саботируют – то по многим причинам: из-за лени, непрофессионализма, нецелевого использования рабочего времени, бессмысленности распоряжений самого начальства. Но не из-за «легковесности» лидера страны. Точно так же выказывали нерадивость и при Владимире Путине, и при Борисе Ельцине. Помню скандал середины 1990-х: Ельцин пришел однажды рано утром на работу, походил по пустым коридорам, обнаружил, что никого из подчиненных на месте нет, и устроил разнос. Началась даже небольшая кампания против чиновников-прогульщиков.

Зачем же Медведеву этот поиск саботажников? Речь идет всего лишь о методах руководства. Ельцин любил кадровые «загогулины» и «рокировочки», молниеносные отставки. Путин, напротив, не любит никого увольнять, зато не прочь припугнуть тюрьмой («где посадки?!»).

Медведев увольнять любит, но не очень может – надо согласовывать с Путиным. И любит, и может он проверять, как исполняются его указы и приказы. Он в каком-то смысле сторонник малых дел: верит, что каждый административный шажок, если сделать его в срок, ведет к высокой цели. Он юрист, чтит букву закона, в том числе своего, каковым сейчас становится («отливается в граните») каждое слово. Это стиль Медведева, не имеющий отношения ни к интриге 2012 г., ни к административной реформе. О последней в пылу инноваций, кажется, окончательно забыли.