Поучиться у Тринидада

Современная экономическая наука технически сложная. Новые теоретические результаты – это гипотезы, которые, будучи проверены с помощью данных, могут поменять отношение к знакомым вопросам. Новые эмпирические результаты помимо демонстрации самой современной техники, которая, как надеется автор, станет использоваться повсеместно, бросают вызов тому, что мы знаем об окружающем нас мире. Постепенно новые результаты становятся зрелыми: большая часть исчезает, не выдержав проверки временем, в то время как малая часть становится основной для практической политики.

Один из выводов, полученных экономической наукой в последние 40 лет, проверенный практикой и принятый на вооружение повсюду в мире, выглядит так: радиоспектр должен распределяться на аукционах. Распределение частот через конкурс и тем более распределение частот без конкурса менее эффективно. Правильно проведенный аукцион даст потребителям более высокое качество услуг по более низкой цене, а правительству – более высокие доходы. Это проверено опытом проведения аукционов радиоспектра во всех развитых странах. За последние 20 лет в мире проведены десятки крупных аукционов, принесшие правительствам-организаторам десятки миллиардов долларов. В этот урок поверило даже правительство Тринидада и Тобаго, давно проведшее аукцион радиоспектра.

У нас, похоже, уровень, на котором ведется дискуссия о том, как должны распределяться частоты для сетей четвертого поколения, ниже тринидадо-тобагского. (Это при том, что немало экономистов российского происхождения являются авторитетными специалистами по аукционам – и Михаил Островский в Stanford GSB, и Михаил Шварц в исследовательском отделе Yahoo!, и Илья Сегаль в Стэнфордском университете, и Сергей Измалков, который до перехода в РЭШ был профессором MIT.) У нас борьба идет между теми, кто хочет получить лицензии без конкурса, и теми, кто хочет получить лицензии по конкурсу. Какой из этих вариантов хуже? Оба хуже.

Конечно, в колонку не удастся уложить несколько глав из учебника по микроэкономике. Это неправда, что если фирмы заплатят больше за лицензию, то потом отобьют это с помощью более высоких цен. Так не бывает. (Это может быть в случае, если правительство заранее договаривается с регулируемой монополией, но не в случае рынка с несколькими игроками.) Конечно, организация аукциона требует как минимум двух вещей. Во-первых, политической воли противостоять лоббистам, которые пытаются не допустить конкуренции. Во-вторых, правильной организации аукциона. В частности, поскольку возможный сговор участников рынка – очевидная проблема, нужно сделать как минимум следующее: а) количество лицензий на продажу не должно совпадать с числом крупных игроков на рынке; б) у аукциона должна быть часть, в которой участники подают заявки «в закрытую».

Если мы хотим быть лучше Тринидада и Тобаго, частоты для сетей четвертого поколения должны быть распределены на конкурентном аукционе.