Нигде в мире не делают прибыли на массовых пассажирских перевозках

Реальный источник допфинансирования для РЖД далеко не в повышении цен на проезд в электричках.

С 2011 г. РЖД может повысить стоимость проезда в электричках в Москве и Московской области на 51% и увеличить штраф за безбилетный проезд, подняв его до «европейского уровня». Об этом в среду заявил журналистам начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых.

Комментирует гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян:

- Начать нужно с того, что пригородное пассажирское сообщение убыточно в принципе. И это не только в отдельно взятой России, это происходит во всем мире. Суть же выступления Верховых состояла в том, чтобы показать, что существуют расходы владельца инфраструктуры, которые должны компенсироваться пригородной компанией-перевозчиком.

Раньше, до реформы естественной монополии, пассажирские перевозки получали субсидии путем перекрестного субсидирования внутри РЖД. После реформирования РЖД из его состава начали выделяться прибыльные виды бизнеса. Теперь возможность получать деньги на пассажирские перевозки сужается все больше и больше. Следовательно, возникает вопрос — где их взять?

Безусловно, надо повышать ответственность за безбилетный проезд. По экспертным оценкам, количество безбилетников по некоторым направлениям превышает 50%. Эту проблему надо как-то решать.

У меня нет готового ответа. Можно поставить очень дорогие турникеты, но народ у нас будет перелезать через заборы, делать дырки. К тому же подобные системы, которые стоят во Франции, слишком дорогостоящие, чтобы оборудовать ими нашу железнодорожную сеть. Проще разрешить людям ездить бесплатно. Можно, конечно, повысить штрафы до 24 000 руб., но я не уверен в эффективности этой меры. Мы сами знаем, как будут работать контролеры в этом случае.

На сегодня ни одна страна мира не придумала, как делать прибыль на пассажирских перевозках, сохраняя при этом главное условие - чтобы люди могли массово пользоваться этим транспортом. Во всем мире эти перевозки субсидируются - либо за счет регионов, либо за счет федерального центра, а чаще всего — совместно. Для примера: Германия субсидирует только из федерального центра 7 млрд евро в год. В России субсидии составляют 34 млрд руб. - это даже не 1 млрд евро. Это при том, что население в Германии в 2 раза меньше, а расстояния короче.