Вспоминая будущее.

Посмотрела вчера "Картина маслом". Компания там подобралась большая и весёлая. Обсуждали нашего доблестного экс-мэра, Лужкова Юрия Михайловича. Титры ненавязчиво подсказывали: передача была записана за день до указа об отставке.

Разговор о мэре трансформировался в разговор о чиновниках. О том, что такое и кто такой российский чиновник современности. Как и положено вспомнили о чиновниках Российской империи. Я, конечно, не могу судить как оно там было в Российской империи, доподлинно. Но я бы поостереглась сравнивать нынешних чиновник и тогдашних.

Современный чиновник в России характеризуется фразой из чеховского водевиля "Свадьба".

Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном.

Я уже третий день пытаюсь разгадать для кого написали закон "Об образовании". Есть ли на этом свете человек способный с разбега осилить вот этот текстик:

Статья 17. Реализация общеобразовательных программ

1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

Видимо, написать так, чтобы поняли с первого раза, нынешние российские чиновники не могут, в отличие от своих коллег из XIX века.

Если бы мне или кому-то ещё, вдруг припала охота просвещать юношество, то пришлось бы не только читать этот, с позволения сказать, юридический документ. Пришлось бы бегать до изнеможения по инстанциям, дабы получить лицензию и начать просвещать юношей и девушек. И у скольких преданных делу просвещения людей пропадал запал после чтения закона и встречи с современными российскими чиновниками от образования.

А вот гадкие, гадкие чиновники Российской империи, возьми да и напиши такое:

I. О частных учебных заведениях ведомства Министерства Народного Просвещения

3.714. Частные учебные заведения разделяются на три разряда: училища высшего или первого разряда имеют не менее шести классов и второго разряда - не менее трех классов. К училищам третьего разряда принадлежат остальные двухклассные и одноклассные училища. На учебный курс каждого года полагается не менее одного года.

3.715. Никакое частное учебное заведение не может быть открыто без дозволения училищного начальства. 1 Учредитель обязан подать прошение тому местному начальству в ведении коего должно принадлежать его учебное заведение, и в тоже время представить план оного, объясняя: 1) какого рода будет сие учебное заведение; 1) какие учебные предметы должны быть в нем преподаваемы; 3) сколько в нем будет учителей и какие именно; 4) какое в оном предполагается наибольшее количество учеников; 5) где и какое помещение для них назначается. На ответственность содержателя возлагается принимать в учители только имеющих на сие законные права.

Какие, однако, непозволительные вольности позволяли гражданам империи чиновники народного просвещения. Нести ответственность за принятое решение - это черт знает что такое, до чего можно дойти-то? Того гляди при таком подходе и без дела можно остаться.

Дальше - больше!

3.720. Выбор учебных предметов в каждом частном училище зависит от лица, желающего учредить такое училище. при этом наблюдается только, чтобы в числе учебных предметов находились Закон Божий 2 и русский язык3, а в тех училищах, где обучают истории и географии, сверх того, русская история и русская география и чтобы учебный план каждого частного училища был утвержден попечителем учебного округа.

1. У нас сейчас и не поймешь, кто у тебя будет "училищным начальством". То ли департамент образования, то ли само министерство, то ли администрация территории, где находится частная школа. Велика вероятность, что все сразу.

2. Закон Божий, что преподавался в учебных заведениях Российской империи и сослуживший дурную службу России, не ограничивался православным Законом Божьим. Его, Закон Божий, исправно преподавали католикам, иудеям, лютеранам. От его всевидящего ока не мог укрыться не только православный, но и иноверец. Результат? Манкирование этими уроками было модой в Московском Александровском Коммерческом училище.

3. Конечно, обязательное изучение русского языка, не делало этот предмет любимым, но преподавать татарский или арабский не возбранялось.

4. Меня поражает то, как всё это написано. Я исправила орфографию на современную, но чтение свода законов Российской империи даже с ятями и фитою, не составляет особого труда. Когда я читала ту часть Свода законов, что регулировала имущественных права российских женщин, то буквально через два часа начала понимать некоторые термины, что там употреблялись.

5. Когда я читаю современные законы, особенно Налоговый Кодекс, то я понимаю одно. Нужен переводчик с канцелярита и дешифровщик. Понять, что написано, скажем, в ст. 88 "Камеральная налоговая проверка", Налогового кодекса, тому, кто не имеет с ним дела ежедневно, можно только с пятого раза. Если будет благоприятное стечение обстоятельств.

По-моему скромному мнению, современный российский чиновник дурно владеет русским языком и бравирует этим. У него нет другого способа указать каждому из нас на его место. Нелепость их языка, нарочитая его запутанность, необходимость обращаться к ним за разъяснениями, доставляет современным российским чиновникам удовольствие. Они постоянно вторгаются в пространство нашей с вами частной жизни, делая всё, чтобы мы добрым словом вспоминали чиновников советской поры, как это делали гости "Картины маслом".

Интересно, а как наши чиновники научились говорить и писать так, что нужен переводчик с русского на русский? Хотелось бы это понять. Потому что это влияет на нашу жизнь.