За чей счет живут правительство и «Газпром»?

На прошлой неделе «Газпром» снизил долгосрочный прогноз по экспорту в ЕС в 2020–2025 гг. на 10 млрд куб. м в год; адвокат и миноритарный акционер «Транснефти» Алексей Навальный опубликовал в своем блоге скандальные документы о хищениях при строительстве трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО); вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин заявил, что повышение налогов – это долгосрочный тренд для России.

Эти три события пунктиром обозначают важные части системы управления финансами в российском государстве.

«Газпром» снизил обязательства европейских клиентов по выборке газа в 2010–2012 гг. (это приведет к снижению выручки примерно на $4,5 млрд) и снизил прогноз экспорта на 2020–2025 гг. на 10 млрд куб. м в год ($3 млрд выручки по текущим ценам). Правда, представители концерна говорят об изменении методики расчета. В последние годы «Газпром» терял позиции в Европе – его доля рынка сокращалась. Месяц назад Алексей Миллер заявил, что приоритетом для концерна становится российский рынок, который станет источником инвестиций – благодаря постепенному введению равнодоходной цены (к 1 января 2014 г.). Наш национальный чемпион спонсирует футбольные клубы, Олимпиаду в Сочи, строит два новых трубопровода в Европу, которые создадут переизбыток мощностей для перекачки газа, – должен же за это кто-то платить.

При этом в части наполнения российского бюджета «Газпром» имеет серьезные преимущества перед нефтяными компаниями. Например, налоги в чистой выручке «Газпрома» за 2009 г. составили всего 6%, а у нефтяных компаний – около 45%. С 2011 г. НДПИ на газ повысится на 61% впервые за пять лет, но все равно останется гораздо ниже нефтяного. На днях премьер Владимир Путин поручил Минфину подумать о льготном нулевом НДПИ для всех новых газодобывающих регионов.

«Газпром» – самый яркий, большой и не очень прозрачный пример ключевой для российских властей компании, которая нуждается в особых условиях. Есть и другие ключевые компании, имеющие прямые или скрытые преференции. И когда Алексей Кудрин говорит, что НДПИ на газ надо повышать сильнее, это вызывает сочувствие – «Газпром» сильнее министра финансов.

Кудрин также говорит, что сокращение расходов бюджета и повышение налогов в ближайшее время должны быть главными задачами для российского правительства. Действительно, дефицит надо сокращать. Он сильно вырос в результате антикризисной экономической политики, и тут проблемы России похожи на проблемы других стран.

Особенностью России, впрочем, является то, что от расходов бюджета напрямую зависит значительная часть лояльного власти электората – пенсионеры и бюджетники. С политической точки зрения повышение налогов проще, чем сокращение расходов. Повышение налоговой нагрузки в 2011 г. составит 2% ВВП. А ведь есть еще проблемы с администрированием расходов. Пресловутый 1 трлн руб., воруемый на госзакупках, как раз примерно равен 2% ВВП, отметил глава Сбербанка Герман Греф.- Сократить масштабы коррупции государству никак не удается, все к этому привыкли.

История с компроматом на «Транснефть» показательна. Мы недавно писали («От редакции: Милости просим», «Ведомости» от 27.10.2010) о планах сайта WikiLeaks разместить компромат на российских чиновников и о том, что в России он не сработает. Алексей Навальный сделал примерно то же, разместив в своем блоге сканы документов, якобы подготовленных новым менеджментом «Транснефти» для Счетной палаты, и потребовав провести расследование. Некоторый взрыв негодования российских пользователей интернета был вызван не самим фактом существования откатов на крупных государственных стройках, а цифрами, приведенными в опубликованных бумагах. Однако публичных комментариев представителей правительства не последовало. Глава Счетной палаты Сергей Степашин сказал, что нет никаких $4 млрд ущерба (по подсчетам Навального). Ранее Степашин сам называл цифру в 3,5 млрд руб.

Проблема в том, что материалы проверки Счетной палаты засекречены, поэтому российский обыватель не может самостоятельно выяснить, подлинны ли опубликованные документы. Все зависит от правоохранительных органов, получивших итоги проверки. Но если прокуратура и МВД ничего не сделают, обыватель скоро успокоится и забудет о «Транснефти».

Эти три истории показывают специфическую сложность задачи сбалансировать российские финансы. Тут надо учитывать не только официальные расходы и доходы бюджета, но и действия «белых бенефициаров» вроде «Газпрома» и «серых бенефициаров» в лице организаторов коррупционных схем, и ориентированную на бюджет политическую систему.