Башню поменяли на дорогу

«Газпром» не будет строить 400-метровую башню в Петербурге, а вот платную дорогу Москва-Петербург все же придется пустить через Химкинский лес. Явный размен: практически одновременно власть в одном спорном вопросе уступила протестующей общественности, в другом – нет.

Петербуржцы могут поздравлять друг друга, а жителям Химок остается либо продолжать протесты, либо искать утешения в новых рощах, которых в качестве компенсации государство обещает высадить в 1,5 раза больше, чем было уничтожено.

Непонятно, радоваться или огорчаться. С одной стороны, 50%-ный результат – не так уж плохо. В каком-то смысле власть идет обществу навстречу. Может быть, новая установка вышла – в половине случаев отменять глупые, неверные, вредные решения?

Некоторые враги России могут подумать, что при новой установке власть просто будет специально генерировать в два раза больше глупых, неверных, вредных решений. Это безусловно не так. Таких решений просто бесконечно много, и с математической точки зрения удваивать их бессмысленно.

Главный мотив отказа от переноса трассы – большие издержки. Проект зашел слишком далеко и дешевле его закончить, чем изменить. Да – признает власть – на начальной стадии были допущены ошибки, но теперь уж ничего не исправить, придется жить с тем, что есть.

Любопытно, что в случае с башней «Газпрома», где тоже были потрачены средства на проектирование и подготовку площадки (не говоря уже о пиаре), издержки никого не напугали. Или в случае с трубопроводом ВСТО, маршрут которого «Транснефти» пришлось резко менять после красивого «спасения» Владимиром Путиным озера Байкал.

Возможно, дело просто в уважении частной собственности и инициативы. «Газпром» и «Транснефть» - компании государственные, им денег не считать. А дорогу Москва-Петербург строят концессионеры – наполовину французы, наполовину петербургские профессионалы, близкие к Аркадию Ротенбергу, близкому к Владимиру Путину.