Трасса через Химкинский лес: преступление или компромисс

"Ведомости" представляют мнения разных сторон по этому спорному вопросу.

Сегодня было принято решение о строительстве трассы "Москва - Санкт-Петербург" через Химкинский лес. Но мнение общественности по-прежнему неоднозначно. "Ведомости" представляют мнения разных сторон по этому спорному вопросу.

Ирина Ясина, вице-президент фонда «Либеральная миссия»:

Это было ожидаемое решение. Но надо обязательно отметить, что борцы за сохранение леса добились многого. Во-первых, там не будет никаких построек коммерческого типа вокруг, только трасса. Во-вторых, власть осознала, что, когда затеваются проекты такого масштаба, необходимо выносить их на обсуждение общественности.

Безусловно, невозможно победить вчистую в такой ситуации - нельзя заставить правительство отказаться от своих намерений. Но можно заставить его вести себя прилично. Тем более что строить-то тоже нужно. Понятно, что любое строительство - ущерб для экологии. Поэтому необходим компромисс между прогрессом и экологией.

Михаил Крендлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Greenpeace:

Данное решение незаконно, так как противоречит решению президента. Президент просил приостановить строительство до проведения независимой экспертизы, но она не была проведена. Эксперты должны быть независимыми, а не быть сотрудниками организаций, которые напрямую заинтересованы в строительстве трассы, как Минтранс, например, или частью госструктуры, как Минприроды. Да, было слушание в Общественной палате, но там дали выступить только Евгении Чириковой [защитнице Химкинского леса]. Да, президент встречался с независимым экспертом Михаилом Блинкиным из Института автомобильного транспорта. Но это неполноценная экспертиза - не было сделано никаких выводов.

Я считаю, в нашей стране можно найти людей для создания независимой комиссии. Если таких людей у нас нет, то можно пригласить специалистов из-за рубежа. Мало того, независимая комиссия уже есть. Коалиция "За леса Подмосковья", в которой участвует и Greenpeace, сформировала свою группу для исследования вопроса о Химкинском лесе, куда входят экологи, юристы, специалисты по транспорту и другие эксперты. Наши заседания открыты. И 20 декабря, на ближайшем из них, будет озвучен итог работы этой группы. Вот тогда можно будет говорить, что состоялась независимая экспертиза. А пока что правительство нарушает поручение президента. Это значит, что борьба за Химкинский лес не кончается, а входит в свою наиболее острую фазу.

Конечно, хорошо, что правительство хоть к чему-то прислушалось и решило запретить строительство каких-либо объектов вдоль трассы, но, по сути, это принципиально не меняет ничего. Основной ущерб экологии наносится от самого строительства трассы, а не от точечной застройки вокруг нее. Плюс, насколько известно, европейские инвесторы отказываются от участия в данном проекте. И это значит, что если на участок трассы до "Шереметьево" денег наскребут, то дальше уже не хватит. Если смысл дороги в этом, то почему нельзя так и сказать? Хотя у меня есть такое подозрение, что смысл строительства дороги - в продаже затем земельных участков вокруг нее. Таким образом, если решено не строить ничего вокруг, то какой смысл вообще строить трассу?

Ринат Гизатуллин, директор департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды Минприроды:

Данное решение законно, Минприроды была проведена независимая экспертиза, результат которой и был представлен сегодня на совещании. Экспертиза проходила в последние полтора месяца в виде нескольких совещаний, в которых участвовали различные специалисты из институтов и академий. Вообще, те компенсационные меры, которые приняты, превышают на порядок наносимый экологии ущерб. Химкинский лес объявят охраняемой природной зоной, дополнительно высадят в три раза больше деревьев, чем будет вырублено. Так что, на мой взгляд, экология даже выиграет от этого.